Сказочный библиотекарь в "Рыжике из Зазеркалья"
24 марта киностудия "Беларусьфильм" представит ленту для семейного просмотра "Рыжик в Зазеркалье". Картина снималась в Беларуси на протяжении двух лет, а покажут ее в кинотеатре "Октябрь" в рамках фестиваля детских и юношеских фильмов "Сакавiчок".
В прямом эфире TUT.BY свой фильм представила режиссер Елена Турова.
В нашем фильме анимации около получаса / Картина обошлась в миллион долларов / Чтобы как-то раскрутиться, денег у нас не осталось / Мы всё снимали в Беларуси / 24 марта мы открываем нашим фильмом фестиваль "Сакавічок".
Елена, расскажите о своей картине.
Елена Турова: Это волшебная сказка, сказка-фэнтези, современная сказка для современных детей, как мне кажется. Мы старались, чтобы она была интересна не только детям, но и взрослым, родителям, которые придут смотреть. То есть взрослые могут найти в ней что-то свое, дети - свое. Мне кажется, что это очень удачный опыт семейного кино.
Сложно делать современную сказку?
Е.Т.: Мой переход в игровое кино – это ступенька после анимации, в которой я проработала 20 лет. В общем-то, как в первом моем фильме "Новогодние приключения в июле", как во втором, анимации много, она компьютерная, но, тем не менее, она остается все равно игровой. Достаточно сложные, особенно в этом фильме, анимационные персонажи. Возьмем, к примеру, Чуха. Вроде бы ничего особенного – летающий шарик озорной, меховой, но это анимационная модель. Создается модель, ее надо двигать. Двигать не просто – надо играть.
У нас, к сожалению, не так много специалистов, которые действительно это умеют, и аниматоры замечательно справились со своей работой. Чуха сыграл Руслан Сивачев. Если бы не его игра, персонаж был бы мертвый. Очень сложно оживить такой шерстяной шарик, это вам подтвердят те, кто занимается компьютерной графикой. Тем не менее шерсть нашего героя мохнатая, пушистая. Долго рассказывать, сколько там было нюансов, но то, что в результате получилось на экране – заслуга, повторюсь, наших ребят, которые все-таки выложились и сделали такой образ. Мне кажется, что будет достаточно забавно иметь у себя такую игрушку – яркую, пушистую, смешную. Может быть, мы как-нибудь ее сделаем.
Расскажите, пожалуйста, об актерах.
Е.Т.: У меня снимаются дети. Правда, в этой сказке не очень много. Наша главная героиня Рыжик – девочка Вероника, которая из современного мира, обычная девчонка, школьница. Ее сыграла юная актриса Диана Запрудская.
До нас она снялась в картине "Волки" Александра Колбышева, роль достаточно яркая, не заметить ее там невозможно. На кастинг она пришла последней. К тому моменту мы попробовали уже множество детей, которые на роль не подходили.
Почему?
Главная задача при подборе актрисы на эту роль - умение играть с вымышленным персонажем. Дело в том, что специфика нашего кино в том, что половину мы снимаем, половину дорисовываем…
…а героине нужно представлять, что анимационный герой рядом…
Е.Т.: Да. Надо работать с тем, чего нет. Надо бояться невидимого персонажа, надо с этим разговаривать, общаться, как-то реагировать. Это достаточно сложно. Мне почему-то казалось, что дети должны с этим справляться легко, но нет. Приходят дети, достаточно интересные, симпатичные, рассказывают стихи какие-то, танцуют, а когда начинаешь давать этюд на воображаемый предмет – скажем, ставится какая-то маленькая игрушка и говорим: "Он живой. Он тебя не видит, а ты попробуй подкрасться и схватить его так, чтобы он тебя не заметил". Мне кажется, это очень простое задание, но справлялись с ним единицы.
С чем вы это связываете?
Е.Т.: Возможно, дети волнуются. Возможно, себя отпустить настолько, чтобы почувствовать игру, не могут. Возможно, действительно, не хватает определенных актерских качеств. Потому что одно дело, когда тебе подыгрывает реальный актер, и совсем другое, когда тебе его надо представлять. Это сложно и для взрослых, а для ребенка тем более. В этом плане Дианка уникальный ребенок. Если Вы будете смотреть фильм, обратите внимание, как она работает с тем же анимационным Чухом. Его же не существует. У девочки горят глаза, не просто шевеление головой и, извините, реакция тела. Это общение. Как она его хватает!
Сколько ей лет?
Е.Т.: Ей 12 лет было, когда она пришла на площадку. На экране ей 12, сейчас, конечно, она постарше, потому что время идет, фильм, повторюсь, делался два года. Представьте, год делается обычный игровой фильм – снимается, кастинг, костюмы, декорации...
Но в нашем фильме половина всего нарисована. Если взять, к примеру, срок, за который изготавливается обычный 10-минутный мультфильм - 9 месяцев, быть может, плюс-минус. Это 10 минут анимации. В нашем фильме анимации около получаса, плюс ко всему еще дальнейшая обработка, спецэффекты. Это очень кропотливый труд, у нас не очень большая бригада работает, но всё своими сделано силами – силами нашего цеха специальных киновидеотехнологий "Телекино".
На этот раз у нас был замечательный супервайзер Алексей Дубко, который в некоторых случаях справлялся с нереальными задачами, очень сложными. Я считаю, что в данном случае главная заслуга Алексея, вообще ребят-компьютерщиков. Графика в фильме незаметна, очень органична, что говорит о качественной работе.
Кстати, картина обошлась в миллион долларов. Это очень скромный бюджет для фильма такого уровня.
На ком еще из актеров Вы бы заострили внимание?
Е.Т.: Добавлю о главной героине. На Беларусьфильме, мне кажется, Диана уже прописалась, она там снимается постоянно. Я не знаю, когда она учится. Кстати, учится она хорошо, она очень умненькая девочка. Она снимается и в России. Я не знаю, свяжет ли она в дальнейшем свою судьбу с кино, но она уже профессионал. И не только по своим актерским, творческим данным. Сегодня она может дать фору многим взрослым актерам, так как терпелива и очень трудолюбива, тонко чувствует задачу режиссера. Когда говоришь ей чуть-чуть изменить что-то, у нее это срабатывает настолько, что даже я не могу представить, как она чувствует, когда ты даже сам до конца еще не понял, что тебе нужно. Пытаешься мимикой, жестом объяснить, что показать. Она не просто делает "ну, ладно, сделаю, как вы сказали", как попросили. Нет. Она умудряется понять, пропустить через себя, и я вижу, что это уже ее материал. Очень органична, просто замечательная девчонка. Большое ей спасибо. Я думаю, что во многом фильм состоялся благодаря, конечно, Диане.
Есть еще один ребенок, который участвовал в этом фильме. Это такая странная, бледная девочка Подземного царства, Шелковичка, заколдованная девочка, которую потом расколдовывают. Роль эпизодическая, ее сыграла моя дочь, Ника Шелковская. Она играла и в "Новогодних приключениях…", когда была еще маленькая совсем. Там роль Огонечка. Сейчас она подросла и сыграла вот такую странную девочку – бледную, грустную, которую, в общем-то, удалось развеселить только вот пришедшему в пещеру Рыжику.
В фильме играет и большое количество известных взрослых актеров…
Е.Т.: Да, состав у нас очень интересный и интересно распределены роли. Дело в том, что фильм создан по зеркальному принципу, он называется "Рыжик в Зазеркалье". В общем-то, там есть сопоставление двух миров – реальный мир и мир вымышленный. Хотя даже там, если уж на то пошло, три мира. В результате в финале, опять-таки, встает вопрос: какой из миров реальный?
У нас снимался замечательный московский актер Дмитрий Миллер.
Тот самый Миллер, который сыграл в "Массакре"?
Е.Т.: Да. У нас он тоже играет такую мистическую роль. Одна у него роль – это король, а вторая роль – это брат короля. Практически у всех актеров, которые играют главные роли, по несколько этих ролей. Потому что, как я сказала выше, фильм построен на таком принципе зеркала: есть мир вымышленный, есть мир реальный, фантазийный, и мир фантазийный имеет двойника, практически того двойника, который существует в мире реальном. Например, мама Рыжика - обычный библиотекарь, в фантазийном мире она королева. Странный человек, историк Геннадий Иванович, друг мамы, друг Рыжика, оказывается Магистром волшебной страны. В дальнейшем он еще играет роль такого странного арабского Шейха, который приезжает свататься к библиотекарю.
У нас снималась Алеся Самоховец. Мне кажется, трогательно, замечательно сыграла библиотекаря Алису – на такой грани детства и взрослости, что образ получился замечательно чистый и светлый. Хочется посмотреть этому человеку в глаза, узнать, как он живет этим миром, насколько он близок к детству.
Забавный образ получился у Димы Пустильника – такого современного Огурцова. Это надо смотреть, это смешно. В общем-то, в этом фильме достаточно много комедийных ситуаций, которые очень разбавляют это повествование в стиле фэнтези.
Скажите, почему Вы обратились именно к семейному кино? Почему, скажем, не фильм о войне?
Е.Т.: Я считаю, что каждый должен делать то, что у него лучше получается. Может быть, я бы и сняла фильм о войне, но я не уверена, что он был бы хорош. У каждого человека есть свое направление, свое видение мира. Есть авторы, которые, например, пишут детективы; есть авторы, которые пишут женские романы, кто-то пишет фэнтези, кто-то обращается к историческим темам. У человека есть творческая склонность к чему-то, не нужно браться не за свое. Лучше все-таки делать то, в чем ты себя более-менее уверенно чувствуешь.
Я много лет работала в анимации, я человек, который, в общем-то, сам немножко ребенок в душе, я чувствую сказку, мне интересно этим заниматься, жить. И, в общем-то, несмотря на то, что это все-таки сложно, наш фильм, по-моему, по производству один из самых сложных за последние годы из тех, что были сняты киностудией. Мне нравится результат. Мне нравится воплощать этот мир фантазий на экране. При этом я уважаю остальные жанры. Я просто чувствую, что кто-то это может сделать лучше меня.
В какой момент мультипликатору приходит мысль о том, что нужно себя попробовать в игровом кино?
Е.Т.: У меня это вышло стихийно. Первоначально в проект "Новогодние приключения…" меня пригласили как сценариста, потому что я когда-то участвовала в съемках новогодних шоу на телевидении именно в этом качестве - я была сценаристом некоторых программ, достаточно удачных. Потом ко мне обратились с просьбой сделать вот такой сюжет детской сказки, именно про Новый год. Надо было придумать, что делает Дед Мороз летом. Была задана тема, и нужно было как-то вокруг этой темы вертеться.
Я попыталась адаптировать ее для современного школьника. Родился такой ход: Дед Мороз летом не отдыхает, собирает подарки, готовит, пользуется современными средствами связи, той же электронной почтой, у него есть компьютер, в который проникает компьютерный вирус. И когда этот сюжет нарисовался, было понятно, что его не так просто сделать на нашей студии, потому что технические условия у нас не очень-то позволяли на тот момент. И я предложила, поскольку сама была режиссером анимации, сделать какие-то вещи, которые мы пока не можем, дорисовать именно в анимации. Решение поддержали. Постановили, что часть кино будет снято игровым способом, а анимацию - студия анимации у нас есть – дорисуем, совместим и получим картинку.
Через какое-то время меня пригласили делать анимационную часть для этого проекта, поскольку я сама автор сценария и режиссер анимации, а игровую должна была снимать Рената Грицкова. Но спустя время ей предложили большой проект в другом городе, а я осталась одна. И вообще шел вопрос о том, с кем работать – непонятно, я площадку не знаю. И уже буквально через несколько месяцев присоединился Иван Павлов, у которого к тому времени уже был хороший опыт работы с детьми. Вот как-то он подставил свое плечо, но сложилось уже таким образом, что в основном нагрузка переместилась на меня – я должна быть сначала сценаристом, потом часть анимационная, а потом и игровая.
Позже появилось оборудование на киностудии, люди, которые на нем умеют работать. Мы можем полностью делать цветокоррекцию, перегонку с цифры на пленку и наоборот. То есть все работы, которые раньше мы заказывали в Москве, Праге, Лондоне... И сегодня, кстати, пользуются этим далеко не сказочники, а практически все создатели картин – военных, документальных, когда нужна или заставка, или какой-то трюк потенциально опасный. Где взять самолет определенной марки для военного фильма? Это все дорисовывается теперь и никого уже это не пугает, а сначала от таких слов, как "компоузинг", "рендер", волосы шевелились, что это такое? Сейчас, я считаю, мы пробили себе нормальную брешь в новых технологиях, и, слава Богу, что это, в общем-то, произошло в достаточно сложное время, - мы сделали этот шаг вперед. Дай Бог теперь этим грамотно пользоваться.
Нет у Вас такого ощущения, что мало вашему фильму рекламы?
Е.Т.: Вопрос не ко мне. Как я сказала выше, фильм наш обошелся в миллион долларов. На то, чтобы как-то раскрутиться, денег у нас практически не осталось. Мы сделали рекламный ролик, плакаты. И, собственно говоря, все.
Это проблема не только вашей картины.
Е.Т.: Да. Как-то слушала интервью с Кончаловским, который сказал: "Что я мог сделать? У меня всего 90 миллионов на съемки и 5 миллионов на рекламу"… Думаю, да, наверное, с 5 миллионами на рекламу мало что сделаешь. (Смеется. - Авт.)
Все равно как-то пытаемся сражаться. Другое дело, что рекламные затраты надо закладывать в бюджет заранее, когда производится фильм, может даже на этапе запуска, подключать какие-то рекламные агентства, искать, может быть, потенциальных продюсеров. Понимаете, это тоже своя грамота, этим должны заниматься профессиональные люди – и ни в коем случае не режиссер. Хотя, получается, когда встает необходимость, и режиссер подключается. Кстати, очень приятно, что в нашем случае помогли специалисты издательства "ЛіМ", где прямо к нашей премьере выйдет книга сказок "Рыжик в Зазеркалье". Там будут иллюстрации из нашего фильма.
На DVD фильм выйдет?
Е.Т.: Планируется. Естественно, после показа на киноэкранах.
Хочу еще несколько слов сказать об актерах. Не могу не упомянуть Павла Харланчука, который тоже сыграл в этом фильме несколько ролей. Обратите внимание, насколько многогранный актер, насколько легкий в импровизации, очень темпераментный, просто звезда. Я рада, что Павел попал к нам на картину. Когда он пришел на кастинг и мне Людмила Новожилова, наша ассистент по актерам, предложила попробовать его на роль, я, признаться, засомневалась. Смотрю – сидит такой совершенно российской, я бы сказала даже прибалтийской, внешности парень, светлый, со светлыми глазами, немножко уставший. Ну какой он шейх? Но как только он надел костюм, сказали "мотор" - человек поменялся на глазах и настолько органично вписался в образ! Это дорогого стоит.
Играет большое количество комических актеров. Гена Фомин у нас играет, Юра Баранов – мой бывший худрук в анимации, Игорь Волчек маленькую роль сыграл в нашем фильме, Валера Зеленский сыграл замечательную роль переводчика... Так что актерский состав очень интересный. Интересен и актер, который озвучил Чуха, - Сергей Журавель. Это была такая работа! На озвучке он был мокрый, было видно, что человек раздавал себя целиком. Кажется, ну что стоит такую зверушку эту дурацкую сыграть? Но это огромный труд.
А дополнительные материалы на DVD будут?
Е.Т.: К сожалению, нет.
Где проходили съемки?
Е.Т.: Снимали мы всё в Беларуси. Первоначально часть работы планировали перенести в Ялту, в фильме есть сцена в пещерах, подземелье. Но потом поняли, что делать это будем в павильонах. Но, тем не менее, по Беларуси мы поездили. Мы снимали в Гомеле, в замечательном дворце Румянцевых-Паскевичей, в полоцкой библиотеке - архив дворца там снят, снимали в Несвиже. В уличных планах зрители узнают Минск.
Расскажите о музыкальном оформлении…
Е.Т.: Музыка писалась специально для фильма. У нас есть несколько песен. Я думаю, что композицию, которой открывается лента, дети очень полюбят. Кстати, наш композитор Владимир Кондрусевич написал, я думаю, музыки на два фильма. Ее было так много, что сложно было ее раскомпоновать, грамотно расставить, потому что, когда он начинал работать, фильм был еще в черновом монтаже, и на этой стадии многие графические сцены еще не готовы. Когда доставляется графика, они меняют вид, да и характер сцены иной. А меняется характер сцены, меняется и ее динамика. Потому что уже после того как совместил все эти недостающие картинки, видишь – где-то надо быстрее, а где-то необходимо подрезать или переставить файлы местами.
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница