понедельник, 21 февраля 2011 г.

Оптимистам дверь открыта: Три поколения россиян выросли на «Весёлых картинках»


 СЛОВА «комикс» в моем детском лексиконе не существовало. Было лучше – «Веселые картинки». Мне, как самостоятельному члену семейной ячейки, оформили подписку. 
     Конечно же, я загордилась (в душе). И каждое утро торопилась первой заглянуть в почтовый ящик. О, какое это было огромное счастье – вынуть журнал, чуть-чуть пахнущий тайной. Какой? Новых приключений Гурвинека, Незнайки, Синеглазки. Новых заседаний клуба «Веселых человечков». 
     Детство унеслось в ромашковые дали, а «Веселые картинки» остались. Да еще и предстоящий юбилей начали отмечать в Третьяковской галерее (на Крымском Валу). 
   
     Улыбка на лице 
     Конечно же, первыми посетителями выставки 280 лучших рисунков художников – авторов «Веселых картинок», которые сотрудничали с изданием с 1956 по 2000 г., стали дети из «Школы здоровья» № 268 (ЦАО). Говорливым ручейком они влились в распахнутые двери 80-го зала. 
     И тут же были перехвачены Карандашом и его помощницей Синеглазкой в огромной шляпке-колокольчике. 
     Экскурсия от шеф-редактора журнала Татьяны Ивановой стала естественным продолжением увлекательной истории «Веселых картинок» длиной в 55 лет. 
     …Одна стена всецело принадлежит обложке «Веселых картинок». И, судя по цифре «1» на воздушном шаре, – это и есть 1-й номер издания, выпущенный 55 лет назад. Три поросенка, Кот в сапогах, Красная Шапочка верхом на Сером волке, Царевна-лягушка, Доктор Айболит спешат к детям. Правда, тут нет Карандаша. Но он ждет детишек «внутри» журнала. 
     Интеллигента с карандашом вместо носа (но в свободной блузе и непременном берете) придумал первый главный редактор «Веселых картинок» Иван Семенов. Когда только подавал заявку в ЦК комсомола на новое издание. 
     Ну а потом каждый из новеньких художников вместе с собой приводил на страницы журнала очередных героев: Самоделкина (человека-батарейку в галошах) «родил» Анатолий Сазонов, Татьяна Вышенская сочинила Дюймовочку, Евгений Мигунов – Петрушку. 
     А лопоухому и любознательному Гурвинеку – герою чешского подполья (хотя придумал его еще в 1920-е гг. для кукольного театра Йосеф Скупой) – «Веселые картинки» посвятили несколько отдельных сборников. 
     – Как вам удалось быть под патронатом комсомола и не стать идеологическим рупором для детей? – интересуюсь у Инны Антипенко, генерального директора и главного редактора издательского дома «Веселые картинки». 
     – Это, безусловно, огромная заслуга наших основателей, которые сразу взяли нужный тон, – отвечает она. – В журнале, естественно, существовала конкурентная борьба, но главными качествами художников и писателей оставались любовь к детям и юмор. А еще к нам всегда шли люди с оптимистичным взглядом на жизнь. И это отлично «читалось» во всех номерах «Картинок». 
     Да, есть множество нюансов, подтекстов, но от увиденного на каждой странице рисунка у вас на лице обязательно появится улыбка. 
      
     Сообщество талантов 
     «Самое лучшее – детям!» – известный в советское время лозунг – в «Картинках» выполнялся неукоснительно. 
     Здесь работали лучшие перья и кисточки Советского Союза: Виктор Драгунский, Самуил Маршак, Сергей Михалков. Были специальные люди – «темисты» – они придумывали темы для рисунков. А будущий известный режиссер Александр Митта сочинял сюжеты, по которым рисовал Константин Павлович Ротов. 
     Сам Иван Максимович Семенов – выходец из «Крокодила», поэтому первый этап «Картинок» именуют «крокодильским». Потом в журнале появились аниматоры, которые развили жанр комикса. 
     Журнал набирал обороты, тиражи, признание детской (и взрослой) аудитории. Гонорары стали значительными, за обложку платили уже 220 руб., а за «внутренний» рисунок – 120 руб. (большие деньги по тому времени). 
     В журнал потянулись художники-авангардисты, концептуалисты, чьи направления шли вразрез с задачами Академии художеств, а в «Картинках» все у них было замечательно – ведь журнальному изданию всегда требуется разнообразие индивидуального почерка. И в годы застоя они получили официальный статус художников-графиков. 
     – Инна Васильевна, говорят, что детский художник должен отличаться абсолютной добротой? 
     – Да, и в рисунке это мгновенно видно. Посмотрите, например, на работы Аминадава Каневского – у него все звери такие добрые, душевные. Вот слон пришел в гости к мышке, а ведь у вас не закралось подозрения: вот сделает он один неловкий шаг – и конец серой хозяюшке, правда? Потому что Аминадав Моисеевич человеком был бесконечно мягким и добрым. 
     Сегодня интерес к детской литературе в нашей стране велик. Как и во времена СССР. Но тогда СССР был самой читающей страной в мире. Сегодня же, по данным ЮНЕСКО, наши позиции год от года неуклонно снижаются. И это напрямую зависит от уровня самих родителей, их привычек, пристрастий, любви в конце концов – к книге, журналу. 
     Компьютер стал привычнее, проще. А главное – дешевле. Почта, киоски, супермаркеты – все они «навешивают» значительную сумму на редакционную цену нашего журнала. Именно это сдерживает рост тиража «Веселых картинок». Если бы наше государство, как, например, во Франции или Америке, само оплачивало доставку детских изданий, образованных детей в России, разбирающихся в истории и проблемах страны, было бы значительно больше. 
     Но мы не опускаем руки. Понимаем: если мы, «Веселые картинки», не поможем многодетным, инвалидам, малообеспеченным семьям, то зачем мы вообще нужны? 
     Поэтому ввели специальный индекс – эти категории семей могут оформить подписку на 20–25% дешевле. Пытаемся развить редакционную подписку. И поддерживаем выставочную работу. 
      
     После Третьяковки ничего не страшно 
     Кстати, не журнал, а именно Третьяковская галерея обратилась к изданию с просьбой покопаться в глубинных архивах «Картинок», чтобы организовать выставку в начале года (хотя сам юбилей журнала состоится в сентябре). 
     – Начать работу за три месяца до выставки в одной из главных галерей России – задача не для слабонервных, – смеется Инна Васильевна. – И главное – что отдать в экспозицию? У нас ведь собрана богатейшая коллекция детских рисунков еще с дореволюционных времен. Отбор работ, скажу откровенно, дался нам потом и кровью, потому что нам хотелось показать как можно больше. А у галереи были свои взгляды на выставку детского журнала на их территории. 
     Дизайн-проект, его исполнение, принты, монтаж конструкций – тоже достаточно трудоемкая вещь. Но отказать от этого в сторону упрощения выставки мы не соглашались. Потому что выставочный опыт у нас о-го-го какой! И по стране ездили, и по заграницам. 
     Споров было множество. И как развешивать, и на какой высоте, и сколько работ на каждой стене, и где устроить игровую зону. Зато теперь я твердо знаю: после выставки в Третьяковской галерее мне ничего не страшно. 
     …Но что же наши экскурсанты? Они уже старательно ответили на сложные вопросы: про логотип, тираж, пиктограмму. А «тройка отчаянных парней» успевала не только ответить, но осмотреться вокруг, выбрать «натуру» и сфотографировать ее на память. 
     Особым спросом пользовалась работа Виктора Пивоварова и Бориса Диодорова «Про все на свете». Мне же очень понравился норштейновский Ежик – вечный путешественник с узелком в руке. Он для нас, журналистов, самый близкий персонаж.
Ирина ДОЛГОПОЛОВА

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница

Фонд Развития Интернет ПКДБ
Приглашаем в Пермскую краевую детскую библиотеку им. Л. И. Кузьмина. 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 11. тел. 212-69-13. E-mail:mail@pkdb.ru. Web-сайт - http://www.pkdb.ru.
Добро пожаловать в Миры библиотек! Добро пожаловать в ЧУМотеку!
все конкурсы, гранты, стипендии БИБЛИОТЕКАРЬ.РУ: электронная библиотека. Книги по истории, религии, культуре, искусству Детский портал «СОЛНЫШКО» Счетчик любви Google Рейтинг блогов Рейтинг блогов Рейтинг блогов
Сколько дней блогу позиция в рейтинге BestPersons.ru Проверка ТИЦ Праздники России

Powered by Blogger

Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]