Хранилище инженерной мысли
90 лет назад, в мае 1921 года, технические библиотеки железных дорог объединили в единую сеть «в целях ликвидации профессиональной безграмотности среди широких масс работников транспорта».
Принципы организации и основные направления деятельности были заложены в приложении к правительственному манифесту об учреждении этого института. В нём говорилось, что его библиотека «должна заключать в себе превосходнейшие сочинения и журналы, до инженерной науки относящиеся, равно как планы, карты, чертежи всех водяных и сухопутных сообщений».
Первые книги по математике, физике, механике, строительному делу, экономике, истории, путям сообщения, энциклопедии и словари были приобретены в Париже. Одновременно ведомство путей сообщения передало в неё литературу по гидравлике, карты, чертежи и описания дорог страны. В течение всего дореволюционного периода библиотека института фактически являлась головной библиотекой Корпуса инженеров путей сообщения, а впоследствии и Министерства путей сообщения. Начиная с 60-х годов XIX века её можно считать также информационным центром отрасли.
Ведь начиная с этого времени «Журнал Министерства путей сообщения» (ныне «Железнодорожный транспорт») регулярно помещал тематические обзоры отечественных и зарубежных изданий из фонда библиотеки, а затем списки под названием «Новые приобретения библиотеки института инженеров путей сообщения». Библиографический раздел «Журнала МПС», который вёлся на основе фондов библиотеки института, являлся прообразом будущей системы отраслевой научно-технической информации.
Во второй половине ХIХ века в связи с созданием и развитием в системе ведомства путей сообщения сети учебных заведений Министерство путей сообщения стало регулярно выделять определённые средства для учебных заведений и библиотек всех уровней.
Кроме того, значительными были и частные пожертвования. Например, в 1913 году на эти цели было направлено более 4 млн руб. (из расчёта около 65 руб. на каждую версту железнодорожных линий). Всего на сети железных дорог России к концу того же года насчитывалось 226 библиотек и их отделений.
Нынешняя Центральная научно-техническая библиотека железнодорожного транспорта ведёт происхождение от товарищеской библиотеки Управления казённых железных дорог, учреждённой в 1891 году. Наркомат путей сообщения РСФСР создал в 1918 году на её основе специальную библиотеку по вопросам железнодорожного транспорта.
После объединения в 1921 году технических библиотек железнодорожного транспорта в единую сеть головной организацией стала Центральная библиотека.
Развитие шло быстрыми темпами. По данным Всесоюзной библиотечной переписи 1934 года, на путях сообщения действовали уже 122 технические, учебные и специальные библиотеки. Их сотрудники не прекращали свою деятельность даже в годы Великой Отечественной войны, сохраняя в суровое время бесценные книжные фонды.
В 1944 году руководство Наркомата путей сообщения, озабоченное тем, что на некоторых железных дорогах, оккупированных в военное время, было утрачено большое количество специальной литературы, составило план восстановления книжного фонда за счёт тыловых дорог.
Развитие технических библиотек неразрывно связано с историей становления отрасли. После преобразования в 1946 году НКПС в Министерство путей сообщения СССР изменилось и название ЦНТБ НКПС. Она получила наименование – Центральная научно-техническая библиотека МПС СССР, которое сохранялось до 1995 года.
Как сообщила заместитель директора Центра научно-технической информации и библиотек – филиала ОАО «РЖД» Ольга Коломиец, организация библиотечного дела в отрасли всегда была основана на принципе максимального обеспечения специалистов железнодорожного транспорта всеми формами справочно-библиографического обслуживания.
С 2003 года технические библиотеки входят в структуру ОАО «РЖД», являясь неотъемлемой частью корпоративного научно-технического комплекса. Их деятельность направлена на повышение качества сервиса для пользователей, содействие внедрению новых технологий, развитие рационализаторства и изобретательства, повышение квалификации сотрудников компании. Они осуществляют информационную поддержку структурной реформы на железнодорожном транспорте.
В настоящее время сеть железных дорог насчитывает 331 библиотеку с совокупным фондом 9,5 млн экземпляров книг и других документов. Их сотрудники выдали в прошлом году железнодорожникам более 13 млн книг.
При этом используются новейшие информационные технологии, в том числе виртуальные формы обслуживания и сервиса, позволяющие в оперативном режиме выполнять различные информационные запросы специалистов, предоставлять разноплановую массовую информацию удалённым пользователям.
Библиотеки ОАО «РЖД» принимают участие в международных конференциях и библиотечных форумах. Центр научно-технической информации и библиотек – филиал ОАО «РЖД» и многие дорожные технические библиотеки являются членами Российской библиотечной ассоциации, а также Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий.
Андрей Владимиров
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница