ЦИФРОВЫЕ ТУЗЕМЦЫ В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Изместьев И. В.
В последнее время сотрудники детских библиотек, которые организуют для детей курсы компьютерной грамотности сталкиваются с проблемами «цифровой иммиграции». «Цифровая миграция» - переход пользователей с пользования одной операционной системы на другую. Самостоятельно освоить новую операционную систему ребенку очень сложно. Операционная система представляет собой совокупность программ, управляющая основными действиями персонального компьютера, его периферическими устройствами (принтерами, сканерами и тд.). Она позволяет оператору общаться с машиной. Функций у операционной системы много: управление памятью, устройствами ввода-вывода, файловой системой, процессами, защита данных, разграничение прав доступа, сетевое взаимодействие. Для работы с «цифровыми мигрантами» нужны эффективные методы обучения. Сами они обычно используют архаичные техники обучения: «метод тыка», использование только знакомых программ или похожих на те, которые им уже известны. Дети часто приходят в библиотеку с опытом общения с игровыми приставками, смартфонами, карманными компьютерами. Там же совсем другие цифровые технологии. Нормой сегодня является использование компьютерных технологий без посторонней помощи. Если раньше с ребенка требовали уметь читать и писать, то сейчас он должен уметь искать и думать. Ребенок легче осваивает «цифровые родные» операционные системы: Windows 3, Windows 98, Windows ME, Windows 2000, Windows XP и тд. Для ассимиляции «цифровых мигрантов» требуются специальные компьютерные курсы. Переход с Windows на Linux, Unix, Apple MAC и FreeBSD создает проблемы для освоения. В США и Европе – это самые распространенные операционные системы. В этом случае операционная сисиема может стать «стоппером» - тормозом развития.
Сторонники «архаичного» подхода к компьютерной грамотности считают, что сначала надо научить ребенка программировать. Нужно освоить BASIC, Pascal и другие языки программирования. Эта точка зрения сформировалась тогда, когда еще не было компьютерных монополий и на рынке присутствовало множество мелких компьютерных фирм.
Сторонники «коммуникационного» подхода убеждены, что знать программирование должны только узкие специалисты, а ребенку надо лишь освоить только средства коммуникации и офисного производства, то есть интернет-программы (браузеры, мессеннжеры и e-mail) и офисные программы (Word, Exel и тд.). Эта точка зрения популярна среди детских библиотекарей России.
Третий подход – особая компьютерная грамотность нам ненужна. Компьютеры становятся частью более сложного оборудования. Скоро мы вообще не будем иметь дела с компьютерами. Вместо этого мы будем работать с более совершенной техникой: компьютеризованными телефонами, квартирными и офисными органайзерами, цифровыми советниками, грамотными/умными холодильниками, процессорами-устройствами и тд. Детям необходимы курсы технической грамотности.
Скорее всего, необходимо совместить достоинства этих подходов. Нельзя ограничивать компьютерную грамотность только освоением средств интернет-коммуникации и офисных пакетов. При этом мы лишаем ребенка возможности более творчески использовать персональный компьютер. Но и механическое освоение программирования ограничивает и сковывает творческие способности детей. Не надо видеть в компьютере счетчик, цифровые часы или банковский терминал. Компьютер - это не средство эскапизма, бегства от поганого буржуазного мира. Не поможет он и в захвате власти над умами людей. Даже объединенные в Сеть, компьютеры остаются лишь инструментом для умелого творца. Интернет – это не автоматизированная и электронная книга. Многому нас могут научить бумажные книги. Не обязательно для этого покупать персональный компьютер и лезть в Сеть. Компьютеры должны научить нас думать и принимать решения. Этого можно достичь только в игре. Р.Барт писал: «Слово «игра » здесь следует понимать во всей его многозначности. Играет сам текст, и читатель тоже». Постмодернизм вернул общество к традиции демифологизирующей игры. Игровой принцип постмодерна заключается в том, что с «инновационности» снимается налет святости и благовения. Обучение становится частью карнавальной культуры, пестрым сплетением интертекстов. Правила игры теряют абсолютное значение. Библиотекарь, который организует курсы компьютерной грамотности, становится активным участником обучения и сам получает новые навыки. Исчезают рамки общения. Получается диалог на равных. Преподаватель внедряется в среду обучаемых пользователей. Ему потребуется: умение задавать вопросы (майевтика), умение слушать, отсутствие критических оценок, хорошая память, концентрация внимания, методы управления коллективом, фокусировка внимания на предмете и умение переключаться на другие темы. В ходе игры необходимо не только «прививать» или «помогать», но и «будить» апатичных потребителей.
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница