Южноуральские библиотекари считают: для того, чтобы дети читали, читать должны их родители
В Челябинской области считают, что развитие детского чтения – это проблема исключительно взрослых. Но родителям мало самим читать книги, они должны овладеть «новыми процедурами» чтения «новых» книг, а уже потом требовать от своих детей любви к процессу складывания букв в слова и предложения. Проблема чтения, ставшая уже традиционной для российского общества, обсуждалась сегодня на Челябинском региональном форуме молодых читателей «Книга путь к успеху».
Как передает корреспондент «Нового Региона», одним из центральных вопросов на форуме стал вопрос о том, стоит ли вообще заставлять современных детей, родившихся и растущих в мире, кардинально отличающимся от мира детства их родителей, читать книги.
По мнению директора централизованной системы детских библиотек Челябинска Елены Разборовой, обходиться без чтения или с чтением – право выбора взрослого. Но у ребенка такого выбора нет: он должен читать, чтобы знать, от чего отказываться, когда станет взрослым. Ответственность за детское чтение лежит на родителях, и именно они должны думать о пользе общения с книгой, а не навязывать ребенку сентенции о полезности чтения, тем самым, вызывая отвращение к данному процессу.
По словам Разборовой, в общественном сознании четко закрепился стереотип – «дети не читают». Между тем старшее поколение, сетующее на младшее, уделяет чтению минимум внимания, ссылаясь на занятость. Сейчас растут дети у поколения, воспитанного телевизором, и уже рождаются дети у поколения, воспитанного компьютером.
По мнению директора централизованной системы детских библиотек Челябинска, для того, чтобы дети читали, достаточно родительской любви и нескольких простых приемов: совместные чтения вслух и обсуждение книг, походы в книжные магазин и библиотеки. Кроме того, книга должна сопровождать ребенка и взрослого постоянно – на прогулках, в поездках, в поликлиниках и т.п., а слово «читать» не должно быть повелительного наклонения.
Один из участников форума – директор московского Института книги, литературный критик Александр Гаврилов согласился с челябинским библиотекарем, но отметил, что «мы перестали понимать содержание почти всех слов», таких как «книга», «автор» и «чтение». Книга – это уже не только бумажные страницы, скрепленные переплетом, но и файл или группа файлов, хранящаяся в компьютере, или текст в Интернете. По словам Гаврилова, «книга утратила границы», и с этих пор возник и вопрос: кто такой автор.
В настоящее время чтобы понять текст чеховской «Каштанки» необходимо прочитать множество сопутствующих комментариев, составленных разными авторами, при этом смысл, вкладываемый Чеховым, может вообще ускользнуть от читателя. По мнению литературного критика, это «не смерть автора, а умножение авторских инстанций».
Кроме основных понятий меняются и отношение к процедурам чтения. По словам Гаврилова, «очевидно, что традиционные навыки чтения, сформированные во времена бумажной книги, сегодня пробуксовывают». Взрослые не дают детям право читательского выбора, требуя, чтобы они читали бумажные книга, а в случае несогласия обвиняют их в непочтительности.
В этих условиях важно переоборудование библиотек и переквалификация специалистов, связанных с детским чтением. Процесс информатизации библиотек начался, но, по словам Гаврилова, библиотекари боятся Интернета.
Литературный критик считает, что взрослым «самим предстоит учиться читать». «Мы не имеем права отказываться овладевать навыками работы с электронными книгами, Интернетом, – отмечает Гаврилов, – на нас лежит ответственность – смогут ли дети войти в новую информационную эру и быть конкурентоспособными».
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница