Не потеряется ли за технологиями сам процесс обучения?
Внедрение IT-технологий в образование — очень популярное сегодня направление в образовательной среде. Внимание государства, и в частности Минобрнауки РФ, к оснащению образовательных учреждений современной техникой стало привлекать в эту сферу бизнес. Спрос, как известно, определяет предложение, что было наглядно продемонстрировано на Международной конференции «Информационные технологии в образовании», прошедшей в середине ноября в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА).
Компьютерные технологии и широкое распространение широкополосной связи позволяют сегодня реализовать технологические решения, которые еще несколько лет назад казались невозможными. Если развитие и дальше пойдет такими темпами, через несколько лет российские школы, лицеи и вузы будет не узнать. Причем новые технологии применяются не только в обучении, но и в обеспечении безопасности школьников, в системе питания в образовательных учреждениях и т.д.
Если говорить о школах, то много внимания сегодня уделяется проекту электронного классного журнала и электронного дневника. Есть даже целый федеральный проект под названием «Росдневник». Он представляет собой сайт, помогающий создать единое информационное пространство в школе. Главный элемент — это школьный дневник, по сути — копия обычного бумажного дневника, с расписанием, пометками учителей и всем прочим, чему полагается быть в дневнике. Доступ к электронному дневнику имеет только сам школьник, в к оценкам — его родители и учителя. Причем учителя и родители могут общаться в режиме онлайн, что при нынешнем напряженном образе жизни большинства пап и мам немаловажное преимущество.
Схема работы с электронным дневником проста и напоминает обращение со всем знакомыми социальными сетями. Ученик регистрируется на сайте и получает доступ к личному кабинету. Там он находит расписание уроков, домашнее задание, школьные новости, методические пособия и образовательные ролики, форум, на котором можно задавать вопросы, например, о подготовке к ЕГЭ. Кроме того, здесь же есть и непосредственно социальная сеть «Мой мир», где можно найти знакомых, «залить» свои фото и видео и даже вести свой блог. В общем, делать практически все то же самое, что и в обычных соцсетях. Единственное отличие «Моего мира» — в Сеть допускаются только пользователи из образовательного сообщества, все делается под постоянным контролем модератора, удаляющего нежелательный контент.
Цель нового проекта — создание единого информационного пространства в школе. Администрация таким образом автоматизирует учебный процесс, учителя получают возможность разрабатывать и популяризировать свои методики обучения, получая за это, кстати, деньги 100–200 руб за урок онлайн, или, как их называют, «вэбинар». Поскольку один учитель может вести сразу несколько уроков посредством Сети, можно получить неплохую прибавку к зарплате. Что же до родителей, то они могут лучше контролировать успехи детей. Ну а сами школьники получают электронный дневник, методические пособия и доступ в социальную сеть для общения с друзьями.
Бок о бок с электронным дневником идет и электронный классный журнал. По сути — тот же журнал, но благодаря тому, что он в компьютере, к нему имеют доступ учителя и директор в режиме онлайн, что облегчает контроль за успеваемостью.
Понятно, что качество обучения во многом зависит от уровня учебных пособий. Сейчас становятся очень популярными мультимедийные учебные издания, позволяющие совмещать информативность обычного учебника с наглядностью интерактивных карт, таблиц, картинок. Как объясняет сотрудник компании «Новый диск» Виктория Антюфеева, интерактивные учебные материалы помогают школьникам легче усваивать материал, делают уроки интереснее.
Чтобы выяснить, насколько хорошо усвоены знания, с помощью компьютера, можно проводить тестирование учеников, например используя так называемые интерактивные системы голосования, то есть беспроводные пульты, на которых ученики нажимают номер ответа. Тесты можно создавать индивидуально, рассказывают специалисты компании «Новый диск», то есть каждый учитель, таким образом, имеет возможность акцентировать внимание на отдельных пунктах школьной программы.
Отдельно стоит сказать об обеспечении безопасности школьников. Многие родители волнуются, что делают их дети в школе, не прогуливают ли уроки. Проблемы снимаются путем установки контролирующих систем на входе в школу, представляющих собой что-то вроде турникетов в общественном транспорте. Школьник прикладывает к считывающему устройству специальную карту стандарта RFID, и родителям приходит SMS с оповещением, что ребенок вошел в здание школы. То же самое и на выходе из здания. Если через 10 мин после начала урока ученик не появился в школе, родители получают сообщение. Вся эта система называется «Школьная карта». Помимо контроля входа-выхода ученика «Школьная карта» позволяет также обеспечить некоторую финансовую безопасность школьника. Деньги, скажем, на завтраки кладутся на счет RFID-карты через специальный кассовый аппарат, после чего достаточно приложить карту к считывающему устройству в столовой, чтобы оплатить еду, объясняет руководитель проекта Владимир Кондратов.
Понятно, что вышеперечисленное — это далеко не все новшества, разработанные сегодня для системы образования. На рынке представлен большой выбор различных мультимедийных обучающих программ, а также устройств и программ для контроля успеваемости и безопасности учащихся. Основная задача сейчас — правильно распорядиться новинками, чтобы они пошли на пользу ученикам в частности и образовательной системе в целом.
Информатизация или учеба
«У информационных технологий есть и отрицательные моменты, — напоминает декан факультета информационных технологий МИРЭА Андрей Петров. — Это нагрузка на здоровье, недостаток двигательной активности, а, кроме того, общение в интернете приучает мыслить категориями интернета, то есть неглубоко». Разумеется, это не означает, что информтехнологии не нужны. Просто необходимо научиться применять их дозированно, говорит Андрей Петров, оставляя время на чтение книг, физическую активность. Кроме того, не надо забывать, что возможности усваивать знания у человека практически не увеличились с первобытных времен. Между тем количество информации, которую надо усвоить, растет с каждым годом. В результате организм ставит защитные барьеры, отсюда у многих школьников и нежелание учиться, считает Андрей Петров.
Одной из проблем в современном обучении является то, что учитель иногда заменяет сам процесс преподавания интерактивными средствами, всевозможными плазменными панелями, интерактивными досками, планшетами и симподиумами, полагает доктор педагогических наук Анна Молокова из Новосибирского института повышения квалификации и подготовки работников образования. Между тем основное средство обучения, если брать современные технологии, — это все же компьютер, точнее, электронные материалы, содержащиеся в нем. Но нельзя допустить, чтобы роль учителя оказалась второстепенной по сравнению с машиной.
Собственно, сегодня как раз то время, когда определяется, каким же будет образование. Понятно, что в нем будут задействованы в полной мере современные технологии. Но главное — какой подход будет преобладать? Гонка за современным оборудованием, чтобы было «круче», чем в соседнем учебном заведении, или же на первом месте окажется все же процесс обучения, подготовка учителей?
Впрочем, радует, что Минобрнауки сегодня обращает пристальное внимание на информатизацию школ. Существуют специальные проекты в этой области, разрабатываются рекомендации по подготовке учителей к работе на новом оборудовании, учебные планы, причем все это делается с учетом возможности привлечения бизнеса в сферу образования. Как бы ни было, через несколько лет станет понятно, что представляет собой усиленная информатизация и куда она приведет, к подъему образования или просто к отчетам о внедрении тех или иных технологий...
Константин ФИЛИН. Известия науки
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница