понедельник, 28 июня 2010 г.

Коллажные приемы: Модернистские формы массовой работы в публичной библиотеке

Комментарий Никиты: «И уже оформились планы на этот счет? Какой-нибудь перфоманс?».
Я пишу только о том, чем занимался сам. В конце 90-х годов прошлого века вместе с друзьями организовал группу поэтов-экспрессионистов «Новая экспрессия». Мы занимались автоматическим письмом, сочиняли гиперболические стихи, создавали коллажи и деколлажи в Пушкинской комнате Центральной городской библиотеки. Здесь ставили свои перформансы наши друзья – общество дадаистов «Одекал» (http://absurdum.blogrus.ru/) (Дадаграф, Тетерин, Гвинеев, Байдак и другие). Сергей Тетерин (http://teterin.livejournal.com/515384.html) занялся видеоартом, а Дмитрий Байдак уехал в Израиль (http://sunround.com/club/fr_index.html). Дадаграф стал директором книжного магазина "Пиотровский", где продолжает бурную авангардную деятельность. В краеведческом музее проводили вечера пермского авангарда. В литературном отделе музея остались экспонаты Постмодернистского клуба и общества "Одекал". 
В 2000 году я с несколькими друзьями вышел из состава Кельтского общества. Во время турпохода на берегу Чусовой мы составили «Символ веры постмодернистского клуба «Пастиш». (http://liter.perm.ru/past.htm). Осенью состоялось первая акция клуба в Пушкинской комнате ЦГБ – перформанс «Это не стулья!». Трое преподавателей, которые, видимо, надеялись на официальное открытие, обиделись, но молодежи понравилось. Пришлось преодолевать консервативные настроения администрации Центральной городской библиотеки, но то, что в составе клуба было несколько библиотекарей и половина журналистов сыграло положительную роль. В своих сборниках мы публиковали соцарт и концептуальные произведения, пастиши, фанфики, мэшапы, статьи. Акции клуба были самые разнообразные: перформансы (в ЦГБ и филиалах), проекты (улица), реди-мейды (ЦГБ) и инсталляции (краевая библиотека Горького), парадоксальные лекции по мату, тантре, моде и о женском священстве в постмодернистской церкви, рок-концерты, экоэстетические книжные выставки (библиотека на природе). Читательскому сообществу это было интересно. Особенно успешными были: "суд над Акуниным", перформанс "Здраствуй, Митёк!", "Русский мат".
Освоение новых эстетических идей произошло благодаря изменениям, которые произошли в общественно-политической сфере. Пермская газета «Местное время» публиковала произведения писателей-экспериментаторов (Дрожащих, Кальпиди, Ян Кунтур, «Одекал» и т.д.). Владимир и Марина Абашевы создали фонд «Юрятин», который пропагандировал модернизм и постмодернизм. В Центральной городской библиотеке выступали известные деятели модернизма (Мнацаканова) и постмодернизма (Рубинштейн, Пригов, Парщиков, Кибиров и др. В Кирове члены нашего клуба посетили перформансы митьков, а в Екатеринбурге посмотрели граффити (стритарт). Участвовали в авангардных выставках художников-неформалов Перми.
Про постмодернистские методы массовой работы я стал писать потому, что меня возмутило использование флэш-моба в идеологических целях «продвижения чтения». Экологию уже превратили в профанацию. Экологи превратились в санитаров и дворников. Для "продвижения чтения" достаточно традиционных форм массовой работы. Постмодернизмом обычно занимаются энтузиасты, которым интересна эта особая, маргинальная культура. Сейчас все, кому не лень, пытаются сделать из постмодернизма коммерческий проект или политику. От цитирования «классиков» постмодернизма умнее не станешь, надо жить этим (постмодернистская чувствительность).
Из модернистских форм в библиотечной деятельности используется коллаж. Коллаж – это произведение, созданное методом наклеивания на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Он используется во внутренней рекламе, когда рекламное изображение создается из ряда других изображений или фрагментов. Для создания коллажа (фотомонтажа) используются специальные компьютерные программы - графические редакторы (GIMP, PhotoImpact X3, Paint.NET и другие). 
Разновидностью коллажа является ассамбляж – соединение разнородных предметов или включение реальных предметов в картину.


Соединение обыкновенных предметов в одном объеме или рельефе (витрине, стеллаже и тд.) называют аккумуляцией
Миммо Ротелла изобрел деколлаж. «По вечерам я срывал афиши и плакаты. Я буквально сдирал их со стен и приносил в свою мастерскую». Он отрывал куски бумаги от наслоений афиш или, наоборот, приклеивал их на основу. В 1950-1960-е годы у него было много единомышленников. Деколлажами могут быть разорванные письма, документы, фотографии, которые приклеивают на подложку. Коллажные приемы возникли потому, что в городах была создана особая «коллажная» среда: реклама, неоновые вывески, небоскребы. Фрагментарность мироощущения усилили средства массовой информации. Природа у модернистов – это технологическая, рекламная, индустриальная, урбанистическая среда.
Изместьев И. В., Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина

Комментарии: 1:

Blogger VolNa: сказал(а)...

Познавательно. Я, к сожалению, почти ничего не знаю о постмодернистах. А они, оказвается, уже и в библиотечном пространстве обжились... Любопытно...

29 июня 2010 г. в 02:39  

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница

Фонд Развития Интернет ПКДБ
Приглашаем в Пермскую краевую детскую библиотеку им. Л. И. Кузьмина. 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 11. тел. 212-69-13. E-mail:mail@pkdb.ru. Web-сайт - http://www.pkdb.ru.
Добро пожаловать в Миры библиотек! Добро пожаловать в ЧУМотеку!
все конкурсы, гранты, стипендии БИБЛИОТЕКАРЬ.РУ: электронная библиотека. Книги по истории, религии, культуре, искусству Детский портал «СОЛНЫШКО» Счетчик любви Google Рейтинг блогов Рейтинг блогов Рейтинг блогов
Сколько дней блогу позиция в рейтинге BestPersons.ru Проверка ТИЦ Праздники России

Powered by Blogger

Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]