От реди-мейда до энвайронмента: Постмодернистские формы массовой работы в публичной библиотеке
В постмодернистской ментальности мир воспринимается как пространство текста. Окружающий мир - система знаков. Особенностью постмодернистской выставочной композиции является цитатность, постоянный возврат к прошлому (архиву). Это постоянный диалог со «старым». Считается, что «новое» есть возвращение прошлого. «Новое» создать нельзя. Всё уже создано. Характерный прием постмодернизма – «возврат к прошлому». Другой признак постмодернистской выставочной композиции – интертекстуальность. Библиотекарь использует заимствования, цитаты, аллюзии, намеки, перерабатывает темы и сюжеты. В итоге получается, что выставка цитирует другие выставки, библиотечные мероприятия через визуальные образы, текстовое наполнение, книжные издания. Она состоит из традиционных символов, образов. Новые издания помещаются в другую эпоху или стилизуются под старину, порождая новые смыслы. М. Reade made – реди-мейд (готовое изделие). Выставочные объекты помещаются в другую среду. Этой средой может стать природа (библиотека на природе), этническая (ориентал-арт), музейная (поп-арт, бедное искусство) и т.д.
Био-тек – это художественный стиль постмодернистского искусства, название которого образовано от словосочетания – биологические технологии. Этот стиль пытается на практике использовать приемы, которые можно позаимствовать у живой природы. Архитектура и мебель имеют биоморфные формы криволинейности. В последнее время стали использовать фрактальные композиции, которые эстетически более приемлемы. Стиль еще находится в стадии становления и в библиотеке применим только для организации пространства.
«Библиотека на природе» или экоэстетическая выставка – художественно-выставочная композиция на природе. Природа и библиотечная выставка не заменяют друг друга. Эковыставка требует от библиотекаря и читателя конструирования контекста. На природе теряется связь с культурными традициями и познавательными практиками. Искусственные (книги, мебель) и естественные (деревья, трава…) предметы функционируют на эковыставке в дипазоне «симбиоз – конфликт». Смотри - http://www.newstube.ru/media/biblioteka-na-prirode.
Постмодернистская выставка обращается не к потребителю, а к конкретной личности. Это называется «Я-концепция». Она заполняет вакуум между тем, кем человек является и кем он хотел быть. Выставка стремится усовершенствовать нашего читателя, «подтянуть его до идеала». В постмодернизме выставочные объекты наделяются субъектными характеристиками, смыслами. Выставка общается с читателем и совершенствует его Я через ощущения, а не логику.
В постмодернизме используется приемы возвышения вещи – создание гиперизображений (огромные книги или другие предметы) или искажение пространства (девушка лежит на книге).
Реди-мейды образуют пространственную композицию – инсталляцию. Installation – установка, размещение, монтаж. Инсталляция – это художественное целое, самоценная символическая декорация. Она отличается от выставки тем, что зритель воспринимает ее изнутри. Инсталляцию монтируют из разнородных материалов. Главная художественная цель инсталляции – создание в определенном объеме особого смыслового пространства. Энвайронмент – это обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения. Виды энвайронментов: 1) натуралистические; 2) игровые.
Изместьев И. В., Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина.
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница