Учеба в ритме кликов мышки: без интернета - как без рук?
Отрывки из университетских лекций на YouTube, поиски научной литературы в интернете, специальные обучающие программы в режиме онлайн, университетские социальные платформы… Практически неограниченные возможности всемирной Сети заметно облегчают жизнь немецких студентов.
"Без интернета я вообще не смогла бы учиться. С первого курса я составляю свое учебное расписание в режиме онлайн, а при подготовке к семинарам использую конспекты лекций, которые преподаватели размещают на университетской платформе e-Campus. Если честно, я просто не понимаю, как раньше все было устроено без интернета", - говорит 24-летняя Юлия, студентка отделения диетологии в Университете Бонна.
Учеба "на заре" интернета
По словам Юлии, жизнь и учеба в режиме офлайн для нее превратились бы в кошмар. Возможно, "виной" тому - и хорошо развитая социальная компьютерная сеть Боннского университета: не менее часто, чем в лекционных залах, студенты общаются и в чате университетской программы e-Campus. Эта платформа дает не только возможность "поболтать" - здесь можно ознакомиться с темой следующего семинара, распечатать список необходимой литературы или прочесть конспект пропущенной лекции.
В эпоху зарождения интернета студентам приходилось гораздо труднее, вспоминает Харальд Зайц (Harald Seitz), учившийся в Боннском университете в начале 90-х годов.
"Мы были рады уже тому, что в вузе появился собственный почтовый домен. В те времена на весь университет было три-четыре компьютера, подключенных к интернету, и там можно было получить персональный почтовый адрес. И какой! Мой начинался с комбинации UZR6H - и после этого кода следовал еще целый ряд букв и цифр. И мне еще повезло - в то время собственная электронная почта была лишь у 5-10 процентов студентов", - говорит выпускник Боннского университета.
Библиотечная компьютеризация
Сегодня без персонального электронного профиля в немецком университете не обойтись. Он дает возможность записаться на семинар, получить бесплатный доступ к интернету на территории университета или заказать в библиотеке необходимую книгу. В одном лишь 2010 году через онлайн-каталог библиотеки Боннского университета было сделано почти четыре миллиона запросов на поиск различных учебных пособоий.
В докомпьютерные времена, когда библиотечные каталоги представляли собой бесконечный ряд шкафов с ящичками, поиск научной литературы был весьма трудоемким процессом. Вначале нужный шкаф, затем - нужный ящик, затем - методичное перелистывание карточек, и так до тех пор, пока не найдется требуемое издание. Только после этого, провозившись за поисками часа этак полтора, можно было отправляться к самим книжным полкам.
"Чтобы быстро найти нужное издание, тогдашние студенты должны были знать принцип расположения карточек в библиотечном каталоге. В основном они были размещены в алфавитном порядке по фамилии автора, поэтому нужно было точно знать, как она правильно пишется", - вспоминает Клер Птифур, которая работает в библиотеке Боннского университета над оцифровкой книжного каталога.
"От интернет-зависимости нужно избавляться!"
Справедливости ради стоит отметить, что не все студенты считают неограниченный доступ к интернету обязательным условием для успешной учебы. Так, многие учащиеся гуманитарных факультетов осознанно сводят к минимуму пользование Сетью в учебных целях. Каролина, студентка факультета германистики в Университете Бонна, считает, что зависимость от интернета - сродни зависимости от наркотиков, и от нее необходимо избавляться.
"Я по собственной инициативе на три месяца отказалась от интернета, и у меня все прекрасно получилось и в режиме офлайн. Раньше я бы в это просто не поверила! Ведь обычно все без интернета - как без рук, но, оказывается, можно прожить и без него. Хотя с ним, конечно, проще", - замечает девушка.
Google и "Википедия" - не истина в последней инстанции
Безусловно, учиться, имея возможность пользоваться интернетом, комфортнее. Да и не только учиться. Сегодняшние студенты с удовольствием общаются не только на университетских платформах, таких как боннский e-Campus, но и в социальных сетях - в Facebook или StudiVZ. В специально созданных группах можно сравнить домашние задания, сообща поработать над подготовкой реферата или быстро обменяться нужной информацией.
Впрочем, следить за достоверностью источников библиотекарь Клер Птифур советует в любом случае. "В последние годы стало нормой искать всю нужную информацию в Google или в "Википедии" и полностью полагаться на эти источники. Делать этого, конечно же, не стоит - особенно когда речь идет о написании реферата или научного труда. Достоверную информацию обеспечат лишь первоисточники, а они, как правило, доступны лишь в библиотеках и специальных базах данных, - говорит библиотекарь со стажем.
Автор: Нина Тройде/Марина Барановская
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница