среда, 30 марта 2011 г.

Этикет писателя и издателя


Век читающий прошел… Но, говорят, что настал век пишущий! Количество литераторов самого разного пошиба увеличилось неимоверно в сравнении с прошедшими эпохами. Причем изрядную долю от них составляют интернетовские писатели, авторы блогов, завсегдатаи литературных форумов и сайтов фанфикшена… Чтобы разместить свой текст в интернете, не нужно никаких дополнительных усилий в виде похода в редакцию, правки рукописи, ожидания публикации… Закинул шедевр в сеть — и жди, когда придет слава…

Правда, эта легкость, а также огромная вероятность, что твой текст попросту утонет в море других, делают особо страстным желание издаться в традиционном виде. Текст, увековеченный на странице, взятый в переплет, — это солидно, с собственной книгой можно претендовать на вступление в писательский союз, на внимание критиков… На гонорары, в конце концов!
Но если с размещением в интернете текстов все понятно, то ходить по издательствам и редакциям люди разучились. Вот очень типичное письмо:
«Скажите, я написала книгу, как оформить рукопись, по каким стандартам? В интернете нашла только стандарты для научно–методических книг, а как оформлять остальные книги? И куда ее можно занести для редактирования? Возможно ли, чтобы редакция купила книгу? Как защитить авторские права в этом случае?
Юлька Прудникова».
В странах, где есть литературные агенты, таких вопросов просто не возникает. Там такой агент все тебе объяснит и сам вместо тебя по всем редакциям и издательствам пройдет, контракты подготовит — правда, не задаром. У нас подобной агентуры не существует. Возможно, и потому, что заработать на отечественной книге — это из области утопии. Впрочем, нужно сразу определяться со своей художественной задачей и творческими возможностями. Если начинающий литератор претендует на то, чтобы экспериментировать со словами и смыслами, продолжать дело Купалы, Короткевича и Быкова и в перспективе войти в интеллектуальную литературную элиту, нужно быть готовым к мизерным тиражам, символическим гонорарам, а поначалу — к жестким требованиям профессиональных редакторов. Это все равно, что прорываться на сцену оперного театра. Поют все, но каждый ли способен вытянуть партию Аиды? Кстати, попав в эту элиту, нужно быть готовым к внутренним жестким играм — здесь нет скидок, зато много взаимной критики, часто пристрастной.
Если вы собираетесь работать на массового читателя, развлекать его детективами, женскими романами и фэнтези, а заодно стать популярным, как Донцова, Устинова и Акунин, вы попадете в другую среду с другими законами. Туда, где книга — товар. Эта среда завязана прежде всего на российском рынке — именно оттуда к нам завозится массовая литература. Издатель, желающий получить как можно больше прибыли, скорее всего, не станет издавать никому не известного автора. Возможно, поначалу вам даже придется поработать «литературным негром» — писать за известный брэнд, то есть за тех самых писателей, кого вы считаете образцами для подражания. Собственно говоря, популярная литература существует по тем же правилам, что и шоу–бизнес. Как здесь пробиться, сделать имя — я этого вам подсказать не могу.
Главный совет: прежде чем идти в издательство, обратитесь в литературные журналы, где–нибудь напечатайтесь. Понятно, что если у вас есть деньги на издание книги, — проблем нет. Платите — и изданы будете. Хоть в обложке с золотым тиснением. Но выбирайте издательства, где вам могут предложить услуги серьезного редактора, который не побоится «уязвить» клиента правкой — и правдой. Издавать шикарную с виду книгу с многочисленными ошибками и недочетами в тексте — все равно, что выходить на люди в дорогом, но запачканном и измятом костюме.
Если же вы хотите издаться не за свой счет, а еще и гонорар получить, тут уж требования возрастают. В государственных издательствах книг издается ограниченное количество, в основном — социально значимая литература, средства на них выделяются не просто так, а после обсуждения и утверждения… С автором заключают контракт. Правда, в нынешнее нелегкое для госиздательств время иногда деньги на гонорар появляются только тогда, когда расходится какая–то часть тиража. И если вашу книгу никто не покупает — в убытке все…
Как же должна выглядеть рукопись, чтобы ее не вернули вам с порога? Конечно, поэты и писатели испокон веков в припадке вдохновения записывали свои тексты на том, что под руку попадется: на салфетках, упаковках от сигарет, на манжетах… Поэт Петро Битель в сибирских лагерях переводил на белорусский язык поэму Мицкевича «Пан Тадеуш», используя в качестве бумаги мешки от цемента, а в качестве чернил — зеленку… Культовый писатель поколения битников Джек Керуак принес свой роман «В дороге» в издательство свернутым в огромный рулон — страницы были склеены скотчем.
Конечно, стихотворение начинающего поэта в редакции молодежного журнала могут прочитать и на листочке, исписанном от руки. Многие издательства в мире сегодня принимают рукописи и по электронной почте. В таких случаях, как правило, «новобранцы» отправляют первые несколько глав и ждут ответа… Но лучше предоставить и распечатку. Кстати, и электронный вариант следует подготовить так, чтобы его сразу можно было выводить. Понятно, что должны быть указаны название произведения, имя автора, его адрес, номера контактных телефонов. В последние годы просят сразу указывать и паспортные данные — а вдруг дело дойдет до гонорара и авторских прав? Раньше требовалось целых четыре экземпляра рукописи. В эпоху принтеров это уже не актуально. Но не забудьте положить рукопись в папку — и желательно картонную. Почему? Чтобы ее можно было подписать. Не отправляйте по почте единственный экземпляр рукописи. Не нумеруйте первую страницу, но вообще нумеровать страницы обязательно — вдруг лист потеряется. Каждая глава — с нового листа, стихотворение — отдельно на странице, на случай, если редактор будет что–то отбрасывать или переставлять. В конце — содержание. И не нужно стараться произвести впечатление, переплетая рукопись даже в самый шикарный переплет: листы должны свободно извлекаться. И, конечно, не поленитесь исправить ошибки.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница

Фонд Развития Интернет ПКДБ
Приглашаем в Пермскую краевую детскую библиотеку им. Л. И. Кузьмина. 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 11. тел. 212-69-13. E-mail:mail@pkdb.ru. Web-сайт - http://www.pkdb.ru.
Добро пожаловать в Миры библиотек! Добро пожаловать в ЧУМотеку!
все конкурсы, гранты, стипендии БИБЛИОТЕКАРЬ.РУ: электронная библиотека. Книги по истории, религии, культуре, искусству Детский портал «СОЛНЫШКО» Счетчик любви Google Рейтинг блогов Рейтинг блогов Рейтинг блогов
Сколько дней блогу позиция в рейтинге BestPersons.ru Проверка ТИЦ Праздники России

Powered by Blogger

Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]