В смоленской областной библиотеке отрылась выставка, посвящённая году Испании в России
2011 год объявлен Годом Испании в России. Этому событию посвящена книжная выставка «Испытание историей» в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А. Т. Твардовского, на которой представлено творчество мастеров прозы и поэзии, начиная со знаменитой «Песни о моём Сиде».
Испанская литература – одна из самых богатых и знаменитых в Европе. Её старинный плутовской роман – гениальное открытие XVI-XVII веков. А книга номер один – «Дон Кихот» Сервантеса, занявшая уникальное место во всей общечеловеческой культуре. Полтора века назад Ф.М. Достоевский высказал пожелание, актуальное и ныне – чтобы роман этот стал настольной книгой юношества. «Чему учат теперь в классах литературы – не знаю, – писал русский классик. – Но знакомство с этой величайшей и самой грустной книгой из всех созданных гением человека, несомненно, возвысило бы душу юношества великою мыслью, заронило бы в сердце его великие вопросы и способствовало бы отвлечь его ум от поклонения вечному и пошлому благоразумию». Великой книге отведено на выставке и особое место: представлены издания разных лет и издательств.
А рядом другие книги, составившие вершину испанской литературы. Их авторы Лопе де Вега, прославившийся стихами, прозой и драмой, провозглашённый в своё время величайшим гением; поэт Гонгора, о космическом взгляде на мир которого спорят по сей день; драматург Кальдерон, продолжающий жить на современной сцене в лукавом и заразительном смехе своих комедий, в трагических сюжетах своих драм.
Ещё при жизни, в 1916 г., на родине в Галисии был поставлен памятник Эмили Басан, творчество которой переведено на все основные языки мира.
Мастером тишины назвали литературоведы испанца Асорина. Уже глубоким стариком по просьбе друга писатель написал короткий сценарий – автопортрет, так, кстати, и не пригодившийся кинематографистам. Просто убранная комната, похожая на келью, книги, распахнутое окно. На некрашеном сосновом столе жёлтая роза, белый лист, песочные часы. Тихая музыка издалека. И ни единого слова. Режиссёр опешил: «Это же натюрморт, а не портрет!» И услышал в ответ: «Поверьте, здесь сказано всё, что нужно. Абсолютно всё»…
Жизнь Федерико Гарсиа Лорки, такая же недолгая, как у Пушкина, оборвалась на полуслове. «Самая печальная радость, – писал Лорка, – быть поэтом. Всё остальное не в счёт».
Тот, кто хочет познакомиться с испанской литературой XX века, может обратить внимание на книги одного из самых читаемых на родине М. Васкеса Монтальбана. В жанре эпистолярной прозы написан роман «Письма шестидесятилетнего жизнелюбца» М. Делибеса, произведения которого, кстати, открывают нам малознакомую Испанию, лишённую привычного романтического ореола и роковых страстей. И если с фейерверком сравнил Делибес стиль своей соотечественницы Аны М. Матуте, проза которой во многом обязана воспоминаниям и впечатлениям детства, то роман другой представительницы женской прозы «Ничто» Кармен Лафорет критики назвали ракетой, «осветившей испанскому роману путь вперёд». Никому неизвестным было до 1982 года имя испанца Х. Пардо. Но с выходом романа «А теперь пора умирать» всё сразу изменилось…
Говорят, после «золотого века» испанская литература потеряла своё лицо и стала провинцией европейской литературы. Но как знать, может, как раз кто-то, чьё имя сегодня представляют на выставке «толстые» журналы, и станет тем самым гениальным открытием нашего времени…
Елена ЛАВРУХИНАhttp://www.smolgazeta.ru/
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница