четверг, 27 января 2011 г.

Зачем школе семь завучей?

Россияне очень оживленно, судя по центральным СМИ и Интернету, обсуждали проект закона «О полиции». Однако такого энтузиазма что-то не видно по отношению к будущему закону «Об образовании». Неужели же он так хорош? Такой вопрос мы задали председателю обкома профсоюза работников народного образования и науки Елене Меркушовой. 

- Определенные моменты в нем нас просто пугают. Как этот проект, так и 83-й Федеральный закон 2010 года - это попытка государства снять с себя обязательства по финансированию системы образования. На наш взгляд, это недопустимо, потому что социальная сфера должна быть защищена со всех сторон. Сегодня школа называется муниципальным образовательным учреждением, подразумевается, у него есть учредитель - государство, субъект Федерации, органы местного самоуправления. В проекте нового закона об этом ни слова. Сказано лишь, что у нас есть образовательные организации. Таким образом снимается субсидиарная ответственность. Безусловно, сегодня многое нужно менять. Но менять содержание, а не правовые основы и формы.
Профсоюзы настораживает и то, что теперь каждая образовательная организация должна будет заключать общественный договор с потребителем услуг - с родителями. Однако папа с мамой не знают федеральных стандартов, их критериев. Не понимают, что должно быть записано в этих договорах, за что конкретно отвечает система образования, а ведь в ее руках здоровье и жизнь наших детей.

Мы имели очень интересную систему образования, которая сложилась исторически. Вспомним Славяно-греко-латинскую академию, это первое высшее учебное заведение России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814 годы. А Морская академия, созданная Петром Первым. Неужели мы не можем оставить то, чем всегда гордилась страна?

Не нашлось места в новом документе и начальному профессиональному образованию. А ведь первые ремесленные училища тоже сложились в России. Нам что, не нужны рабочие руки - хорошие сапожники и портные, плотники и повара, строители? Или мы надеемся на страны третьего мира, которые пришлют нам дешевую рабочую силу? А как же наша молодежь, которая в силу разных обстоятельств выбирает дорогу в рабочие? Каждый человек должен иметь возможность устроиться в этом мире, исходя из своих возможностей, здоровья и желания. Во всех европейских странах, и не только, озабочены тем, как ребенок подготовлен к жизни. Если у него будет свое дело, он будет успешен в профессии, ему не грозит бедность. А мы, получается, лишаем наших детей права выбора, возможности найти себя в том, что ему под силу. Не каждому дано овладеть высшей математикой, другими умными науками, но у него могут быть хорошие, умелые руки. Считаю, что за начальное профессиональное образование надо побороться.

- Елена Ивановна, впервые в будущем законе прослеживается идея о 36-часовой рабочей недели для учителя. С вашей точки зрения, это прогресс?

- С одной стороны, это правильно, ведь во всем мире система оплаты труда учителя штатно-окладная, у нас же классно-урочная. Поясняю. Нашему педагогу платят за то количество часов, которые он стоит у доски, а за проверку тетрадей, работу с родителями, классное руководство он получает компенсационные выплаты.

Понятно, что штатно-окладная система намного выгоднее. Но при условии, если учителю будут созданы условия труда: свой рабочий стол для проверки тетрадей и работы с документами, персональный компьютер, телефон и прочее.

То есть об этом нужно думать уже сейчас, а не завтра.

- Говоря о новом законе, невольно вспоминаешь, что родился он в завершение Года учителя. Когда его начинали, было много надежд на то, что 2010-й поможет поднять социальный статус учителя.

- К сожалению, этого не произошло. Сегодня слово «учитель» стало синонимом слова «лузер» - неудачник. Новая система оплаты труда педагога, о которой так много говорили, просто провалилась. Под нее необходимы дополнительные финансовые вливания. Где они?

Ни в одной стране нет такого, чтобы педагогу платили за результат работы. Разве можно судить по тому, сколько, допустим, у него медалистов или победителей олимпиад. А как быть с тем же Ваней Сидоровым, который из неблагополучной семьи и для которого «тройка» - уже победа над собой? И добился он успеха благодаря настойчивости и стараниям преподавателя, который любит всех и каждого в классе. Да, надо равняться на сильных ребят, но нельзя забывать и об обычном ребенке, чтобы он раскрылся и нашел себя в жизни.

У нас в области мы, чтобы привлечь внимание к учителю, повысить престижность профессии, ввели номинации «Любимый учитель» и «Любимый воспитатель». Каждый северянин мог проголосовать за того педагога, который оставил след в его жизни, - независимо от того, работает он или уже на пенсии.

- Всегда много говорилось о том, что надо привлекать молодежь в школы. Но сегодня там и вакансий нет.

- Умный директор всегда найдет возможность, чтобы пригласить в школу перспективного молодого человека. Но мало кто сегодня ищет себе кадры в вузах, в основном обращаются в центры занятости. Молодежь не идет в основном из-за низкой зарплаты. Значит, должны быть какие-то социальные гарантии - подъемные, жилье, льготы по коммуналке и другие дополнительные бонусы. Еще недавно молодой человек, который приходил в сельскую школу, освобождался от призыва в армию. Сейчас этого нет. Тот же сертификат на подъемные - а это 250 тысяч рублей - помог привлечь в отдаленные школы области четырех выпускников педвуза. И это тоже стимул! Любой директор, думающий о перспективах, сделает так, чтобы найти место для молодого специалиста, дать ему наставника и задержать его. Это и омоложение коллектива, и оздоровление его.

Сегодня задача профсоюза - добиться, чтобы на уровне федерального правительства была принята программа «Педагогические кадры».

- В прошедшем году профсоюзы вели настойчивую работу по повышению зарплаты бюджетникам.

- Да, мы боремся за то, чтобы были введены стандарты в оплате труда, их сегодня просто нет. И в каждом субъекте РФ существуют свои базовая ставка и базовый оклад. Разве это правильно?

Единый стандарт позволит во всех субъектах ввести единый МРОТ, также нужен один для всех механизм индексации заработной платы. На встрече председателя ФНПР Михаила Шмакова с представителями российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-экономических отношений было принято соглашение о разработке соответствующего документа в 2011 году.

- Многие учителя считают, что новая система оплаты труда себя не оправдала. В чем, на ваш взгляд, основные причины?

- Основная - недостаток средств. С одной стороны, доходы учителя должны повышаться, но с другой - никто не отменял закон о борьбе с бедностью. И сегодня работодатель должен выплатить каждому работнику МРОТ - 7903 рубля, а где их взять, если в фонде оплаты труда таких денег нет? Директор берет недостающие средства из стимулирующих выплат, которые должны идти за качество работы.

Вторая проблема - не все работодатели добросовестно поощряют своих сотрудников. Например, распределяют стимулирующие надбавки между администрацией или вводят дополнительные штатные единицы.

К нам люди обращаются с жалобами, и мы учим председателей месткомов быть активнее, спрашивать с руководителей: зачем школе семь завучей, которые содержатся за счет стимулирующих надбавок. Недавно я встречалась с директором школы в Ловозерском районе, там 40 человек обслуживающего персонала. Зачем столько? Да, в законе написано, что работодатель сам определяет штаты и штатную структуру, и повлиять на него никто, кроме общественности, не может.

Или вот многие спрашивают, почему в школах сокращают социальных педагогов, психологов и даже логопедов - даже в коррекционных учреждениях? По глупости. А завучей не только не сокращают, а еще придумывают всякие дополнительные ставки. Например, есть учителя, которые имеют 18 часов в неделю, и он по совместительству - завуч на полставки. Бывает, завучу дают по 10 и более часов. Или, к примеру, директорам ставятся часы за работу по домашнему обучению учеников. А ведь эти часы можно было бы отдать социальному педагогу и психологу.

Сокращение штатов должно быть обоснованным и проходить под контролем профсоюзов, которые должны анализировать, как расходуются средства надтарифного фонда.

В прошедшем году облсовпроф нашел взаимопонимание с правительством области о повышении зарплаты бюджетникам. Нужно, чтобы оно не было размыто, чтобы его почувствовали специалисты. Чтобы не было уравниловки, на которую жалуются люди, когда оплата труда молодого учителя и уборщицы сравнялись. Профсоюзы предлагают повысить базовые ставки и оклады прежде всего специалистам. Самую высокую зарплату должны получать врачи, учителя, библиотекари, а не управленцы и администраторы.

Свои требования к правительству РФ о введении единого стандарта в оплате труда для всей страны мы не снимаем.
Лопатко Л.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница

Фонд Развития Интернет ПКДБ
Приглашаем в Пермскую краевую детскую библиотеку им. Л. И. Кузьмина. 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 11. тел. 212-69-13. E-mail:mail@pkdb.ru. Web-сайт - http://www.pkdb.ru.
Добро пожаловать в Миры библиотек! Добро пожаловать в ЧУМотеку!
все конкурсы, гранты, стипендии БИБЛИОТЕКАРЬ.РУ: электронная библиотека. Книги по истории, религии, культуре, искусству Детский портал «СОЛНЫШКО» Счетчик любви Google Рейтинг блогов Рейтинг блогов Рейтинг блогов
Сколько дней блогу позиция в рейтинге BestPersons.ru Проверка ТИЦ Праздники России

Powered by Blogger

Подпишитесь на каналы
Сообщения [Atom]