Дарья Буравчикова: «Почему детское ТВ в России такое убогое?»
С нового года в нашей стране начинает вещать общенациональный канал для детей. Сможет ли он изменить в целом печальную ситуацию?
«В год большинство малышей уже смотрит телевизор», — говорит мне врач-офтальмолог и, поймав удивленный взгляд, спешит успокоить: «В этом нет ничего страшного! Главное — выбрать хороший мультфильм и ограничить время просмотра десятью минутами». Ограничить — это всегда пожалуйста! А вот как его выбрать, если на сегодняшнем ТВ ничего, подходящего для детей дошкольного возраста, нет?
Чтобы не быть голословной, я прихожу домой, включаю эфирное ТВ и выбираю на каждом канале «детские» передачи. Смотрю и думаю: в каком возрасте я могла бы дать посмотреть это своей подрастающей дочери? Ничего утешительного — ни сейчас, ни потом ребенку вряд ли можно увидеть что-то интересное. «Спокойной ночи, малыши»? Мультфильмы «Диснея» (которые телеканалы, чтобы не тратиться на закупку новых программ, крутят и крутят до умопомрачения — этот же «Черный плащ» шёл по выходным в моем детстве!)? Ощущение от всего этого — как будто на дворе не 2010, а 1990-ый год. Кроме того, программная сетка для самых маленьких зрителей явно создана по принципу «когда было ненужное время». Иначе просто не понятно, для кого в 5.25 утра показывают мультфильм «Бременские музыканты»? А в 4.50 анимационную сказку «Допрыгни до облачка»? Трехлетний малыш, не спящий в 4 часа утра — это нормально? Пусть даже он встаёт в детский сад.... Но не в такую же рань! Малыши — самые «неинтересные» зрители с точки зрения рекламного потенциала, поэтому их программы всячески «задвигают».
Сегодня на портале YouTube громадной популярностью пользуются ... именно записи для самых маленьких — короткие мульты с обучающим эффектом. В этих картинах главные герои рисованных историй ходят на горшок, чистят зубы щёткой и пастой, ложатся спать, убирают свои игрушки — словом, ведут себя так, как мы бы хотели, чтобы вели наши дети. Делают все это просто и с удовольствием. В современных реалиях. В бытовых ситуациях. В жизни, реальной, а не выдуманной стариком Диснеем. «В возрасте 2-4 лет у детей крайне сильно выражен «эффект подражания», — объяснила мне психолог Лидия Геворкян, — если они видят в мультфильме, как главный герой, извините, справляет нужду в горшок, это «зацепит» малыша намного быстрее и сильнее, чем мамины слова о том, что «писать нужно вот сюда, а не в штаны!». Дидактическая анимация в Интернете «цветет», но все это, увы, фильмы на английском языке/с английскими субтитрами. Самое педагогическое, что сделано на нашем ТВ для малышей — «Смешарики», одни «Смешарики» на всё многообразие телеканалов. Неплохой телеканал «Бибигон», но он явно рассчитан на аудиторию постарше. Так почему телевидение для детей не идёт в ногу со временем и не учит малышей в простой мультяшной форме тому, что писать нужно на горшок, а разговаривать с незнакомыми на улице — опасно, а потому запрещено? Мы бьемся над вопросами, как привить детям элементарные навыки жизни в больших городах, но об этом не снято ни одного мультфильма!
Главный по популярности «мультяшный» запрос в Рунете, между прочим, — советская анимация для самых маленьких. И действительно, добрые и чуткие советские мультики (например, «Кто сказал «мяу»?», «Ёжик у тумане») проще найти на том же «YouTube» и показать малышу с экрана — чем ждать, когда телеканалы сделают перерыв в бесконечной череде многосерийных трансформеров и роботов.
Парадоксально, но спутниковое ТВ, имеющее в своем арсенале десяток специализированных детских каналов, не особо отличается от «эфира»: конечно, есть импортные каналы (например, «Jim Jam»), где можно найти любопытные передачи для крох — обучение счету до десяти, навыкам «плохо»/«хорошо», правилам поведения за столом. Но всё это великолепие идет без дубляжа! И ребенка, не умеющего еще считать по-русски, сыпется: «one, two, three...». Программы явно выбирают не психологи, а случайные люди: «Если ребенок регулярно видит, как кот Том колотит мышку Джерри (и наоборот), стоит ли удивляться, что на детской площадке он станет драться?» — разводит руками Лидия Геворкян. В то же время идея детского развлекательного пространства отлично реализована на «Детском радио», запущенном два года назад .
Дети смотрели, смотрят и будут смотреть мультфильмы. Спорить с этим или препятствовать — глупо. Но сделать так, чтобы ТВ приносило детям не вред, а пользу — в наших, взрослых, руках. Почему бы не попробовать?
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница