Денис ГАЛИЦКИЙ о Концепции культурной политики Пермского края
Директор Уральского агентства поддержки малых предприятий. Автор ряда исследовательских проектов в области экономической политики, ведущий эксперт общероссийского проекта Национального фонда подготовки кадров "Исследование административных барьеров в системе общего образования в России" (по заказу Министерства образования и науки).
Команда сложилась, проект свёрстан, мероприятия определены, роли розданы, только денег пока нет
«Концепция» написана грамотными профессионалами, и теоретически выкладки безупречны: самореализация, многообразие, вовлеченность, широкие обсуждения... Даже возражать как то неудобно...
Немного коробит от непрерывной оды «новой экономике», как будто мировой экономический кризис чудесным образом не попал в поле зрения разработчиков. А ведь кризис показал, что реальный сектор вовсе не перестал и не перестанет быть основой процветания. Сейчас развитые страны многое бы дали, чтобы вдохнуть жизнь в свой реальный сектор, который они когда то с удовольствием выжимали из страны в развивающийся мир.
Здравицы «новой экономике» в Концепции подтверждены цифрами, только статистика роста занятости в «новой экономике» заканчивается 2007 годом. Нетрудно догадаться, что кризис вернул большую часть этих «креативщиков» в ряды армии безра-ботных. Когда деньги приходится считать – не до безделиц...
Вполне здраво Концепцией оценено состояние культуры в Пермском крае: «Индустриальное прошлое и индустриальное настоящее являются неотъемлемой частью не просто экономики региона, но культурной идентичности, типов деятельности и форм творчества и креативности, преобладающих на территории». Да, мы не утонченная Вена, мы работяги, к которым войной занесло балет.
Теория верна, оценки правильные – ждешь фонтана креативных идей о развитии уникальных черт региона... Но тут «облом»! Дальше только воспроизведение стереотипов «современной культуры»: культурные центры, развитие коммуникаций, междуна-родные обмены и т.п.
А так хотелось бы прочитать что то новое... Пусть про новую «индустриальную культуру XXI века»: не про замену «индустриального населения» «креативным классом» и наполнение пустующих цехов культурным контекстом, а про культурную жизнь с работающими производствами. Развитие городской среды «промышленного города XXI века» – это был бы прорыв мирового уровня именно в период мирового экономического кризиса.
Концепция предусматривает стыдливое стирание остатков нашего индустриального прошлого и предлагает встать в ряд множества территорий со стандартно-актуальной культурной политикой. А ведь индустриальное бытие уже становилось объектом культурного процесса, - вспомним Фернана Леже, Георгия Свиридова. Если бы культурная политика Прикамья развивала нашу индустриальную самобытность, то мы стали бы действительно уникальным в мировом масштабе регионом, и через 10-15 лет к нам бы ездили Европа и США за опытом, как быть культурным и не превращать цеха в место для перфомансов.
Ладно, разработчики оказались не очень креативные, но это еще не делает их призыв к развитию креативности ложным. Но глаза открываются по мере того, как понимаешь, что достижения культуры Пермского края разработчики Концепции видят толь-ко в последнюю пару лет: Музей современного искусства, Центр дизайна, «Живая Пермь». А в планах по реализации Концепции опять тот же список: музей, центр… Разработанная ныне Концепция вообще не является концепцией: она не определяет гене-ральных направлений совместной разработки будущего, а содержит четкий перечень мероприятий и проектов, которые надлежит исполнить. Это не призыв к творчеству, это совершенно конкретное обоснование продолжения финансирования проектов группы единомышленников.
При чем здесь регион с его культурным многообразием? Второе название документа более правильно отражает его суть — «Пермский проект». Так честнее! Это заявка на получение денег: команда сложилась, проект сверстан, мероприятия определе-ны, роли розданы, только денег пока нет.
Поняв, начинаешь улавливать детали. Проект, будем его так называть, оперирует двумя понятиями: «культура» и «современная культура». Оно и понятно: быстро стать экпертом и достигнуть «мирового уровня» можно только во втором, а значит для привлечения ресурсов в Проект надо провести четкую грань между «яичницей» и «божьим даром».
Много в Проекте слов о раскрытии творческих способностей, дискуссиях и согласовании интересов. И когда заходит речь о городской среде, то ожидал бы увидеть в проекте Концепции, как городская среда будет создаваться на этих основах - не обяза-тельно «мирового уровня», но та, которую каждый будет считать своим детищем («это я предложил мэрии обустроить место для игры в городки», «это я посадил это дерево»). Ведь люди привязываются к территории именно своей сопричастностью к ее прошлому, настоящему и будущему.
Но это же Проект! И он предусматривает привлечение «лучших архитекторов, дизайнеров, современных художников». В чем новизна? В том, чтобы заменить пермских дизайнеров на «лучших»? Зачем тогда пустые слова про раскрытие творческого по-тенциала пермяков?
Очень показательно внедрение «Красной П», которое в Проекте называется ребрендингом Перми («Я люблю Пермь»):
– полное отрицание истории (символ без каких либо ассоциаций);
– келейность с опорой на приглашенных знаменитостей (выдумка одного известного в узких кругах дизайнера);
– отсутствие широкого обсуждения (сотня «интернет-жителей» с лексиконом из смайликов - явно не широкая общественность);
– наконец, попытка внедрения через административный ресурс (пока «Красная П» не стала эмблемой Пермского экономического форума-2010, это можно было считать очень успешной культурной провокацией).
Иногда Проект вовсе не мимикрирует под Концепцию, и, согласно документу, наследие — просто совокупность сохраненных объектов прошлого, которые доступны для использования в настоящем. Ценность наследия не определяется и не ранжируется: раритет и случайно сохранившийся предмет - просто материал для креативщиков, материал для Проекта.
Хочется закончить одной цитатой: «В Пермском крае доля расходов на культуру выше, чем в некоторых регионах-конкурентах». Проект призывает к увеличению расходов до уровня Санкт-Петербурга. Только надо понимать, что расходы этого города вы-званы проблемами сохранения колоссального, ни с каким иным городом России несравнимого исторического наследия. Нам же предлагают вложить такие же средства в «современное искусство». Эффективность вложений каждый должен оценить сам по тому, что видел вокруг за последние годы, сам решить, стоит ли продолжать развитие в том же направлении... Хочется Концепции, а не Проекта.
Воодушевляет только смелость разработчиков Проекта в выявлении своих достижений: «после появления Музея современного искусства в Перми число жалоб на плохие дороги увеличилось в 8 раз». Теперь нет сомнений, что Проект будет очень ус-пешным в любом случае...
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница