От перформанса до флэш-моба: Постмодернистские формы массовой работы в публичной библиотеке
Постмодерн ставит перед массовой работой новые цели: не пропаганда и реклама, а игра и творчество. Постмодернизм – это не очередная идеология, а особая, маргинальная (на обочине), культурная ментальность. Ценность постмодернистских форм массовой работы состоит в том, что они дополняют традиционные формы. Традиционные формы предполагают наличие фундаментальных ценностей общества. Вторая точка зрения – библиотечный маркетинг. Маркетинг ставит другую цель, неклассическую – удовлетворение читательских потребностей в отдельной библиотеке. К сожалению, библиотекари, не понимая сути постмодернистских форм (бесплатность, общедоступность, отсутствие пропаганды и рекламы), используют их с целью маркетинга своей деятельности. Век просвещения закончился, и ценности общества изменились. Мы не должны ставить перед собой абстрактные или узкие коммерческие цели.
Постсовременный мир провоцирует библиотекаря на создание принципиально новых форм в массовой работе. Главной целью мероприятия становится проявление множества ощущений, уход от вербализации смысла. От библиотекаря требуется манипулирование резервами собственной и зрительской интуиции, эрудицией, абстрактным мышлением, использование нестандартных аспектов материальности. При этом он преступает нормы и ценности культуры, выходит за жанровые границы. Мероприятие (акция) выступает как абстрактная визуальность, содержащая зашифрованное послание читателю. Поэтому самой распространенной постсовременнной формой массовой работы стал перформанс. Это английское слово (в переводе – исполнение, действие, представление, спектакль).
Перформанс (хэппенинг) - разновидность акционизма, возникшая в авангардистских движениях в 1960-х годах. Акция перформанса представляет собой короткое представление (публичный жест):
- исполняемое одним или несколькими участниками в публичной библиотеке;
- представляющее публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.
Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе.
Отличительные черты перформанса: временная длительность, провокативность, социальность, игровой аспект.
В перформансе события документируются, фиксируется разрыв между литературой и реальностью.
В России первые перформансы осуществили футуристы и концептуалисты: «Поэма конца» В. Гнедова (1913) была исполнена движением рук, «механический танец» Н. Фореггера, биомеханика В. Мейерхольда, тексты на кубиках Р. Герловиной, «стихи на каталожных карточках» Л. Рубинштейна (1974), пародийные ритуалы и социальные действия.
Создатели перформанса представляют только самих себя, и все их действия – это их собственное поведение, происходящее в некоей смоделированной для себя или просто вполне обыденной ситуации. Главным оказывается не результат мероприятия, а сам процесс.
Современные мастера перформанса стремятся, так или иначе, вовлекать в происходящее зрителей. Радикальное проявление этой тенденции – флеш-мобы, когда зрители сами проводят акции без видимого участия авторов. В определенное время, в определенном месте внезапно, как бы случайно, возникает толпа. Затем толпа выполняет заранее оговоренный план действий, чаще всего безумный и шокирующий. После этого толпа исчезает также быстро, как и появилась. Flash mob – это не политическая и не рекламная акция. У нее нет организаторов. Подготовка и координация действий происходит посредством Сети. Акция не предполагает самодеятельности.
«Флешмоб — это представление, рассчитанное на случайных зрителей, у которых возникают неоднозначные чувства: полное непонимание, интерес и даже ощущение собственного помешательств»
Цели флешмоба:
· развлечение;
· почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;
· произвести впечатление на окружающих;
· самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);
· попытка получить острые ощущения;
· ощущение причастности к общему делу;
· получить эффект, как от групповой психотерапии;
· эмоциональная подзарядка;
· приобретение новых друзей.
В Росси флэшмоб-движение представлено сайтом http://www.flashmob.ru/, а на Украине - http://flashmob.od.ua/. Флэш-моб – это свободная игра, которая характерна для постмодернизма. Российские флэшмоберы постепенно накапливают опыт. Скоро откроется виртуальный музей этого движения - http://www.fmob.ru/.
Relational Art ("эстетика взаимоотношений") - это открытая форма массовой работы, которая предполагает соучастие читателя. Смысл акции является результатом совместного сотрудничества, а не результатом навязывания со стороны библиотекаря. Виды «эстетики взаимоотношений» в российской библиотеке: экспромт, арт-пространство, арт-встреча, арт-час.
Как мы видим, в последнее время коммуникация с читателем посредством массового мероприятия принимает новые формы за счёт изменения характера репрезентации информации. Эти формы представляют собой метакоммуникацию с потенциальным читателем, при которой он активно вовлекается в процесс множественных интерпретаций, в игру со смыслами.
Постмодернистская акция всегда содержит игровые элементы. Постмодернизм – это специфический (маргинальный) способ ментальности, который может оставаться неувиденным и неузнанным. Он требует кардинального переосмысления мира.
Постмодернистские игры: игрище (подражание языческим ритуалам и играм), империя игр, ролевая, игра-представление, игра-фантазия, игра-путешествие, игра-импровизация, игра-иллюзион, имидж-коктейль (игра по созданию имиджа кого-либо) и др.
В постмодернистском мероприятии за вещами признается право на собственное существование, независимо от общей цели и сценария. Главное – они должны порождать новые ощущения. Библиотекарь вступает с вещью в диалог «я с текстом». Мир понимается как Текст. Так порождаются новые формы массовой работы в библиотеке: библио-бар, библио-бистро, библио-кафе, библио-магия, блеф-клуб и тд.
В постмодернизме границы конструкции исчезают.
Изместьев Игорь Васильевич, Пермская краевая детская библиотека.
23 июня 2010
Изместьев Игорь Васильевич, Пермская краевая детская библиотека.
23 июня 2010
Комментарии: 2:
Интересно :)О новых формах массовой работы в библиотеке хотелось бы подробнее.
И уже оформились планы на этот счет? какой-нибудь перфоманс?
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница