Писатели бьют тревогу: дети перестали читать!
31 мая 2010 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция на тему: «Писатели бьют тревогу: дети перестали читать! Поколение DELETE?». В канун Дня защиты детей Содружество детских писателей бьет тревогу: привычка и интерес к чтению у детей падает. Сегодня в стране отсутствуют механизмы их повышения. Не читающие дети, не способные к творческому мышлению, легко могут стать поколением, чьим сознанием будут безнаказанно манипулировать «ловцы душ» ─ агрессивные политические группировки и субкультуры, экстремистские организации, наркоторговцы. Содружество детских писателей проводит встречи с общественностью под эмоционально-экспрессивным слоганом «Детским писателям не до смеха – чисто российское убийство». Во всех цивилизованных странах чтение рассматривается как необходимое условие социально-экономического развития и даже национальной безопасности страны. Поэтому там давно работают национальные программы поддержки чтения. Отказ государства от участия в культурном процессе и книжной сфере вызывает необходимость консолидации общественных сил.
Участники:
Ольга Колпакова, прозаик, сценарист, председатель Содружества детских писателей, дважды дипломант Международного конкурса литературы для детей и юношества им.А.Н.Толстого, победитель фестиваля "Книги, зовущие в детство", лауреат премии педагогического признания "Добрая лира".
Андрей Щупов (Олег Раин) , прозаик, член Союза российских писателей, лауреат премий «Заветная мечта», Международной детской литературной Премии им. В.П. Крапивина, им. П.Бажова, лауреат премии Юлиана Семенова «ДЭМ-92» за лучший российский детектив
Светлана Лаврова, детская писательница, прозаик, член союза российских писателей, лауреат премии "Заветная мечта" за самую смешную книгу, обладатель призов "Камертон" и "Алиса"
Александр Папченко, прозаик, сценарист, член Cоюза российских писателей, лауреат премии им. В.П.Крапивина, лауреат конкурса «Перекресток» (Германия)
Марина Ивашина, заместитель директора ГУК «Свердловская областная библиотека для детей и юношества», заслуженный работник культуры РФ
Марина Ивашина:
В канун Дня защиты детей общественность обеспокоена тем, чтобызащитить детей от вредной и враждебной информации. Содружество детских писателей выступает сегодня в защиту права детей развиваться гармонично - дети должны иметь право на помощь во взрослении, а это не возможно без чтения.
Говорят, что в обществе не сформулированы причины того, почему надо читать. Больше всего мне нравится, как это сформулировали дети. Один из наших читателей 12-13 лет сформулировал эту причину так: читать нужно для того, чтобы не стать матрицей, программируемой кем ни попадя, чтобы быть независимым, самостоятельным в суждениях, чтобы не стать винтиком в машине.
К сожалению, дети читают все меньше. Недавно было проведено исследование центра Юрия Левады, это самый значимый, достаточно компетентный исследовательский центр: в стране у нас читает примерно 40 проц населения. Не смотря на то, что процент чтения наших детей сравним с зарубежным показателем, им нравится читать. Но, тем не менее, наша страна занимает последние строчки в международных испытаниях по качеству чтения. Мы находимся всего лишь в третьем десятке, ниже нас - только Бразилия и Уругвай. Вряд ли можно сказать о том, что дети полноценно развиваются, когда они читают так мало. Кем они смогут стать? Как они смогут определять свою позицию в обществе, высказывать и отстаивать свое мнение? Правда, они вполне подойдут для того, чтобы обслуживать газовую скважину и нефтяную вышку.
Ольга Колпакова:
Я думаю, что фамилии присутствующих здесь авторов никто не знает. Наши книги до библиотек практически не доходят. 14-летняя девочка так определила суть сегодняшнего «информационного общества» - если о тебе не пишут, то тебя нет. О нас не пишут, о нас не говорят, но книги выходят, находятся в лидерах продаж. Потому что в них – ответы на современные злободневные вопросы, которые не найти в «Детстве Темы», например.
Проблема в том, что сегодня нет той системы, которая бы проводила книгу от писателя до библиотеки, до читателя, до ребенка. Она была, но сейчас разрушена.
Сейчас писатели находятся в таком положении, когда они вынуждены объединяться, брать свои книги и идти непосредственно к детям. Наверно, это неправильно. Писатель должен сначала писать, а потом уже выходить на всевозможные шоу и устраивать встречи. Есть страны, в которых существует такая должность как проводник между писателем и читателем, который не только изучает книгу, только что вышедшую, но дает на нее рецензии, приходит к детям в школы и рассказывает об этой книге. У нас эту роль выполняют библиотеки. Что самое парадоксальное, библиотеки сейчас даже вынуждены выступать как издатели. Недавно мы совместно с муниципальным объединением библиотек выпустили маленький сборник наших сказок. Два спонсора помогли нам выпустить диск, на который мы начитали свои произведения, и дети могут их, хотя бы, послушать. В библиотеке распечатывают наши тексты, дают читать их детям, а потом мы приходим эти тексты обсуждать с детьми.
Детская литература есть, но… ее нет у читателя. Детских писателей много, причем очень качественных. Мы объявили Крапивинский конкурс, и за два месяца к нам пришло более 100 работ. Это очень хорошая литература. Нет ни одной рукописи, которая не принесла бы какую-то пользу ребенку. Есть проблема нехватки редакторов, но, тем не менее, детская литература есть, и сейчас она встает на ноги и идет непосредственно к читателю.
Есть книги, которые уже получили дипломы, но к детям они пока не пришли, так как не нашли своего издателя. Это литература серьезная и качественная, она говорит с детьми о серьезных злободневных вещах. Даже то, что уже издано, не доходит до читателя по причине маленького тиража или высокой цены.
Светлана Лаврова:
Издательство «Сократ», которое издает мои книги, было некогда знаменито своей качественной краеведческой литературой, и три года назад оно начало издавать детские книжки. Я считаю, что это был акт альтруизма и «мазохизма», потому что детские книжки издавать дорого, и никакой прибыли они не приносят. Сейчас «Сократ» находится в достаточно сложном положении, потому что нет дотаций на детскую литературу. На детскую литературу должна быть государственная поддержка, потому что издать книжку на хорошей бумаге и с красивыми картинками – дорого, а потом продать ее за большую цену практически невозможно. Издательство издавало 2-3 книги в год, и я не знаю, будут ли издавать в этом году.
Александр Папченко:
Я хотел бы обратить внимание участников пресс-конференции на судьбу литературного конкурса им. Владислава Крапивина. У этого конкурса очень сложная судьба. Он проводился на протяжении трех-четырех лет, пока не начался финансовый кризис. Конкурс оказался на грани срыва. Его вообще не должно было быть в этом году. У нас, вообще, проводится много конкурсов, но это конкурсы-однодневки. Кто-то находит спонсоров, рекламная кампания отрабатывается, после чего финансирование прекращается, и конкурс закрывается. Так как возникла угроза непроведения конкурса в этом году, нам, писателям, пришлось самим подхватить это падающее знамя. Владислав Петрович Крапивин для Урала, несмотря на то, что сейчас он живет в Тюмени, это определенный знак, культурный символ - у нас немного творческих величин такого масштаба. Но когда доходит дело до финансовой помощи конкурсу имени Крапивина, финансирования мы не находим.
Мы попытались обратиться к нашему Министерству культуры и получили удивительный ответ, что «детская литература – это не к нам, тем более, что Крапивин от нас уехал». Тем не менее, конкурс обязательно состоится, мы не позволим ему умереть!
Ольга Колпакова:
Этот конкурс очень важен для писателей, потому что Владислав Петрович – живой классик. Когда человек такого уровня оценивает твое произведение, дает совет, в каком направлении двигаться дальше - это колоссальная поддержка. У нас в стране больше нет подобного конкурса. Есть Конкурс детской литературы им. Толстого и им. Михалкова, но эти конкурсы, увы, уже никаких рекомендаций автору дать не могут. У нас остался один Крапивин.
Александр Папченко:
Владислав Петрович Крапивин является связующим звеном между блестящей советской детской литературой и современной детской литературой. Детская литература делится на локальные участки: есть детские писатели Кургана, Новосибирска. Они ничем не объединяются, кроме каких-то конкурсов, премий, на которые они присылают свои работы.
Мы бы не хотели, чтобы этот конкурс повторил судьбу загибающейся на глазах нашей Свердловской киностудии. Быть может, наш Губернатор поможет нам каким-то образом.
Ольга Колпакова:
Стыдно городу такого уровня не иметь ни детского издательства, ни детского журнала.
Андрей Щупов:
Государственная поддержка детской литературы - это колоссальная тема. Нашу проблему необходимо решать целым пакетом мероприятий. Мы - нация с ломкой разнообразных традиций, пока мы не остановимся, ничего меняться не будет. Начать нужно хотя бы с той же истории, которая переписывается и меняется.
Марина Ивашина:
Существует Национальная программа поддержки чтения, которая принята в 2006 году. В ней четко изложена вся инфраструктура поддержки детского чтения, куда входят издательство, книготорговля, педагогическое сообщество, общественность, писатели и библиотеки. Кстати, в этой программе ни одного слова не сказано про детей. Среди разработчиков данной программы были и видные ученые, и чиновники Российского Министерства культуры, которые ответили нам на наше недоумение тем, что «дети не виноваты», и «нужно начинать со взрослых» - если взрослые не будут читать, то дети никогда читать не будут.
Специалисты считают, что если ребенок не начал читать до 12 лет, а в 12-13 лет происходит кризис чтения, то он потом никогда больше читать не будет, у него не будет такой жизненной потребности. Поэтому программа направлена на то, чтобы читали взрослые, и чтобы ребенок воспитывался в читающей семье. В обсуждениях на многих круглых столах мы приходили к выводу, что читающие дети – это будущая элита. Остальные будут винтиками, которые будут выполнять чужие указания. Именно поэтому программа, не работающая в национальном масштабе – достаточно опасное явление.
Нам говорят, что сегодня это все решается в регионах. Есть регионы, где эти программы поддерживаются региональным Правительством, пример тому – Челябинск, где приняты губернаторские программы, существует Программа поддержки чтения детей. У нас с 2006 по 2008 годы работал региональный компонент национального проекта в сфере культуры. Это был большой сдвиг. Но сейчас нет ничего, то есть никакой региональной поддержки чтения детей в области нет! У нас даже нет того, что можно назвать поддержкой общественности. Вопросы чтения почему-то считаются узкоспециальными вопросами, которыми должны заниматься либо писатели, либо библиотекари, либо педагоги, что всех остальных они не касаются.
Сегодня многие из читающих детей никак не связаны с библиотеками, либо со школами, поскольку они читают благодаря читающей семье. Это семейное чтение, которое нужно развивать, ведь сегодня на первое место выходит семья. Должны объединиться: семья, книжные издательства, книжная торговля, библиотеки, педагоги, писатели. Эта проблема должны выйти за пределы узкоспециальных интересов, только тогда проблема чтения будет решена.
Когда состоится Крапивинский конкурс?
Ольга Колпакова:
14 октября, в День рождения Владислава Петровича, состоится церемония вручения. Работы будут приниматься еще месяц.
Не собирается ли содружество обратиться к Губернатору Свердловской области с тем, чтобы перенял опыт Челябинской области?
Ольга Колпакова:
Письмо написано и Губернатору, и Полномочному представителю Президента в УрФО и мэру г.Екатеринбурга. Ждем ответа.
Александр Папченко:
Удивительно, что в России, в стране которая увлекается инновационным развитием и модернизацией, нет Программы поддержки детства, в которой структурировались бы все наши проблемы, и вопросы поддержки чтения являлись бы четко прописанными. Может быть, стоит нашему Губернатору разработать такой пилотный проект, чтобы потом тиражировать его для всей России.
Ольга Колпакова:
У нас сейчас в стране беспризорных столько же, сколько было в период Гражданской войны. Понятно, что надо защищать детей. Каким этот рычаг защиты должен быть, чтобы ребенок не потянулся к наркотикам и курению? Это нравственно-моральное воспитание. Книга, искусство остаются проводником, последним оплотом, отвечающим за морально-нравственное воспитание наших детей.
По мнению библиотекарей, действительно ли сокращается количество читающих детей? Какие книжки читают современные дети?
Марина Ивашина:
Библиотека – это такое необычное место, где трудно судить о количестве читающих детей. Конечно, в библиотеке дети и читали, и продолжают читать. Например, на абонементе всегда есть читающие. Другое дело, читальные залы. Меньше читателей в библиотеке не стало, просто дети читают другое, и они читают иначе по сравнению с предыдущими поколениями. Они читают хуже, более поверхностно. Когда мы говорим о чтении, то имеем в виду не только чтение книги, но и чтение электронных текстов. Сейчас не стоит от детей ждать только того, чтобы они читали «бумажные» книги, они все больше читают электронные тексты. Дети будут читать тексты с помощью ридеров. Они будут читать электронные учебники и книги, но психологи, правда, считают, что продуктивность такого чтения на 20 проц ниже.
Что до современных предпочтениях в чтении - на первое месте среди самых читаемых выходит книга Стеффани Майер «Вампирская сага». Как вы думаете, это нормально?
Сегодня ребенку необходимо общаться с писателем-современником. Им нужно читать книги Олега Раина и Александра Папченко, где очень остро ставятся проблемы подростков. У подростка сегодня есть выбор: идти искать ответ в подворотне (а в 13-15 лет – это время психологического кризиса – многие туда и идут), а можно найти эти ответы в книге. Главное, чтобы книги встретились со своим читателем.
В канун Дня защиты детей общественность обеспокоена тем, чтобызащитить детей от вредной и враждебной информации. Содружество детских писателей выступает сегодня в защиту права детей развиваться гармонично - дети должны иметь право на помощь во взрослении, а это не возможно без чтения.
Говорят, что в обществе не сформулированы причины того, почему надо читать. Больше всего мне нравится, как это сформулировали дети. Один из наших читателей 12-13 лет сформулировал эту причину так: читать нужно для того, чтобы не стать матрицей, программируемой кем ни попадя, чтобы быть независимым, самостоятельным в суждениях, чтобы не стать винтиком в машине.
К сожалению, дети читают все меньше. Недавно было проведено исследование центра Юрия Левады, это самый значимый, достаточно компетентный исследовательский центр: в стране у нас читает примерно 40 проц населения. Не смотря на то, что процент чтения наших детей сравним с зарубежным показателем, им нравится читать. Но, тем не менее, наша страна занимает последние строчки в международных испытаниях по качеству чтения. Мы находимся всего лишь в третьем десятке, ниже нас - только Бразилия и Уругвай. Вряд ли можно сказать о том, что дети полноценно развиваются, когда они читают так мало. Кем они смогут стать? Как они смогут определять свою позицию в обществе, высказывать и отстаивать свое мнение? Правда, они вполне подойдут для того, чтобы обслуживать газовую скважину и нефтяную вышку.
Ольга Колпакова:
Я думаю, что фамилии присутствующих здесь авторов никто не знает. Наши книги до библиотек практически не доходят. 14-летняя девочка так определила суть сегодняшнего «информационного общества» - если о тебе не пишут, то тебя нет. О нас не пишут, о нас не говорят, но книги выходят, находятся в лидерах продаж. Потому что в них – ответы на современные злободневные вопросы, которые не найти в «Детстве Темы», например.
Проблема в том, что сегодня нет той системы, которая бы проводила книгу от писателя до библиотеки, до читателя, до ребенка. Она была, но сейчас разрушена.
Сейчас писатели находятся в таком положении, когда они вынуждены объединяться, брать свои книги и идти непосредственно к детям. Наверно, это неправильно. Писатель должен сначала писать, а потом уже выходить на всевозможные шоу и устраивать встречи. Есть страны, в которых существует такая должность как проводник между писателем и читателем, который не только изучает книгу, только что вышедшую, но дает на нее рецензии, приходит к детям в школы и рассказывает об этой книге. У нас эту роль выполняют библиотеки. Что самое парадоксальное, библиотеки сейчас даже вынуждены выступать как издатели. Недавно мы совместно с муниципальным объединением библиотек выпустили маленький сборник наших сказок. Два спонсора помогли нам выпустить диск, на который мы начитали свои произведения, и дети могут их, хотя бы, послушать. В библиотеке распечатывают наши тексты, дают читать их детям, а потом мы приходим эти тексты обсуждать с детьми.
Детская литература есть, но… ее нет у читателя. Детских писателей много, причем очень качественных. Мы объявили Крапивинский конкурс, и за два месяца к нам пришло более 100 работ. Это очень хорошая литература. Нет ни одной рукописи, которая не принесла бы какую-то пользу ребенку. Есть проблема нехватки редакторов, но, тем не менее, детская литература есть, и сейчас она встает на ноги и идет непосредственно к читателю.
Есть книги, которые уже получили дипломы, но к детям они пока не пришли, так как не нашли своего издателя. Это литература серьезная и качественная, она говорит с детьми о серьезных злободневных вещах. Даже то, что уже издано, не доходит до читателя по причине маленького тиража или высокой цены.
Светлана Лаврова:
Издательство «Сократ», которое издает мои книги, было некогда знаменито своей качественной краеведческой литературой, и три года назад оно начало издавать детские книжки. Я считаю, что это был акт альтруизма и «мазохизма», потому что детские книжки издавать дорого, и никакой прибыли они не приносят. Сейчас «Сократ» находится в достаточно сложном положении, потому что нет дотаций на детскую литературу. На детскую литературу должна быть государственная поддержка, потому что издать книжку на хорошей бумаге и с красивыми картинками – дорого, а потом продать ее за большую цену практически невозможно. Издательство издавало 2-3 книги в год, и я не знаю, будут ли издавать в этом году.
Александр Папченко:
Я хотел бы обратить внимание участников пресс-конференции на судьбу литературного конкурса им. Владислава Крапивина. У этого конкурса очень сложная судьба. Он проводился на протяжении трех-четырех лет, пока не начался финансовый кризис. Конкурс оказался на грани срыва. Его вообще не должно было быть в этом году. У нас, вообще, проводится много конкурсов, но это конкурсы-однодневки. Кто-то находит спонсоров, рекламная кампания отрабатывается, после чего финансирование прекращается, и конкурс закрывается. Так как возникла угроза непроведения конкурса в этом году, нам, писателям, пришлось самим подхватить это падающее знамя. Владислав Петрович Крапивин для Урала, несмотря на то, что сейчас он живет в Тюмени, это определенный знак, культурный символ - у нас немного творческих величин такого масштаба. Но когда доходит дело до финансовой помощи конкурсу имени Крапивина, финансирования мы не находим.
Мы попытались обратиться к нашему Министерству культуры и получили удивительный ответ, что «детская литература – это не к нам, тем более, что Крапивин от нас уехал». Тем не менее, конкурс обязательно состоится, мы не позволим ему умереть!
Ольга Колпакова:
Этот конкурс очень важен для писателей, потому что Владислав Петрович – живой классик. Когда человек такого уровня оценивает твое произведение, дает совет, в каком направлении двигаться дальше - это колоссальная поддержка. У нас в стране больше нет подобного конкурса. Есть Конкурс детской литературы им. Толстого и им. Михалкова, но эти конкурсы, увы, уже никаких рекомендаций автору дать не могут. У нас остался один Крапивин.
Александр Папченко:
Владислав Петрович Крапивин является связующим звеном между блестящей советской детской литературой и современной детской литературой. Детская литература делится на локальные участки: есть детские писатели Кургана, Новосибирска. Они ничем не объединяются, кроме каких-то конкурсов, премий, на которые они присылают свои работы.
Мы бы не хотели, чтобы этот конкурс повторил судьбу загибающейся на глазах нашей Свердловской киностудии. Быть может, наш Губернатор поможет нам каким-то образом.
Ольга Колпакова:
Стыдно городу такого уровня не иметь ни детского издательства, ни детского журнала.
Андрей Щупов:
Государственная поддержка детской литературы - это колоссальная тема. Нашу проблему необходимо решать целым пакетом мероприятий. Мы - нация с ломкой разнообразных традиций, пока мы не остановимся, ничего меняться не будет. Начать нужно хотя бы с той же истории, которая переписывается и меняется.
Марина Ивашина:
Существует Национальная программа поддержки чтения, которая принята в 2006 году. В ней четко изложена вся инфраструктура поддержки детского чтения, куда входят издательство, книготорговля, педагогическое сообщество, общественность, писатели и библиотеки. Кстати, в этой программе ни одного слова не сказано про детей. Среди разработчиков данной программы были и видные ученые, и чиновники Российского Министерства культуры, которые ответили нам на наше недоумение тем, что «дети не виноваты», и «нужно начинать со взрослых» - если взрослые не будут читать, то дети никогда читать не будут.
Специалисты считают, что если ребенок не начал читать до 12 лет, а в 12-13 лет происходит кризис чтения, то он потом никогда больше читать не будет, у него не будет такой жизненной потребности. Поэтому программа направлена на то, чтобы читали взрослые, и чтобы ребенок воспитывался в читающей семье. В обсуждениях на многих круглых столах мы приходили к выводу, что читающие дети – это будущая элита. Остальные будут винтиками, которые будут выполнять чужие указания. Именно поэтому программа, не работающая в национальном масштабе – достаточно опасное явление.
Нам говорят, что сегодня это все решается в регионах. Есть регионы, где эти программы поддерживаются региональным Правительством, пример тому – Челябинск, где приняты губернаторские программы, существует Программа поддержки чтения детей. У нас с 2006 по 2008 годы работал региональный компонент национального проекта в сфере культуры. Это был большой сдвиг. Но сейчас нет ничего, то есть никакой региональной поддержки чтения детей в области нет! У нас даже нет того, что можно назвать поддержкой общественности. Вопросы чтения почему-то считаются узкоспециальными вопросами, которыми должны заниматься либо писатели, либо библиотекари, либо педагоги, что всех остальных они не касаются.
Сегодня многие из читающих детей никак не связаны с библиотеками, либо со школами, поскольку они читают благодаря читающей семье. Это семейное чтение, которое нужно развивать, ведь сегодня на первое место выходит семья. Должны объединиться: семья, книжные издательства, книжная торговля, библиотеки, педагоги, писатели. Эта проблема должны выйти за пределы узкоспециальных интересов, только тогда проблема чтения будет решена.
Когда состоится Крапивинский конкурс?
Ольга Колпакова:
14 октября, в День рождения Владислава Петровича, состоится церемония вручения. Работы будут приниматься еще месяц.
Не собирается ли содружество обратиться к Губернатору Свердловской области с тем, чтобы перенял опыт Челябинской области?
Ольга Колпакова:
Письмо написано и Губернатору, и Полномочному представителю Президента в УрФО и мэру г.Екатеринбурга. Ждем ответа.
Александр Папченко:
Удивительно, что в России, в стране которая увлекается инновационным развитием и модернизацией, нет Программы поддержки детства, в которой структурировались бы все наши проблемы, и вопросы поддержки чтения являлись бы четко прописанными. Может быть, стоит нашему Губернатору разработать такой пилотный проект, чтобы потом тиражировать его для всей России.
Ольга Колпакова:
У нас сейчас в стране беспризорных столько же, сколько было в период Гражданской войны. Понятно, что надо защищать детей. Каким этот рычаг защиты должен быть, чтобы ребенок не потянулся к наркотикам и курению? Это нравственно-моральное воспитание. Книга, искусство остаются проводником, последним оплотом, отвечающим за морально-нравственное воспитание наших детей.
По мнению библиотекарей, действительно ли сокращается количество читающих детей? Какие книжки читают современные дети?
Марина Ивашина:
Библиотека – это такое необычное место, где трудно судить о количестве читающих детей. Конечно, в библиотеке дети и читали, и продолжают читать. Например, на абонементе всегда есть читающие. Другое дело, читальные залы. Меньше читателей в библиотеке не стало, просто дети читают другое, и они читают иначе по сравнению с предыдущими поколениями. Они читают хуже, более поверхностно. Когда мы говорим о чтении, то имеем в виду не только чтение книги, но и чтение электронных текстов. Сейчас не стоит от детей ждать только того, чтобы они читали «бумажные» книги, они все больше читают электронные тексты. Дети будут читать тексты с помощью ридеров. Они будут читать электронные учебники и книги, но психологи, правда, считают, что продуктивность такого чтения на 20 проц ниже.
Что до современных предпочтениях в чтении - на первое месте среди самых читаемых выходит книга Стеффани Майер «Вампирская сага». Как вы думаете, это нормально?
Сегодня ребенку необходимо общаться с писателем-современником. Им нужно читать книги Олега Раина и Александра Папченко, где очень остро ставятся проблемы подростков. У подростка сегодня есть выбор: идти искать ответ в подворотне (а в 13-15 лет – это время психологического кризиса – многие туда и идут), а можно найти эти ответы в книге. Главное, чтобы книги встретились со своим читателем.
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница