Что делать, чтобы белорусы не разучились читать?
Прогнозы развития книжного рынка Беларуси неутешительны: выпуск книг сократится, мелкие и средние издательства разорятся, товарооборот в рознице снизится на 10-15 %, так что книжным магазинам придется закрываться. "Завтра твоей страны" изучает спрос на книжную продукцию в поисках ответа на вопрос: как сделать так, чтобы белорусы не разучились читать.
За шесть месяцев текущего года в Беларуси выпущено шесть тысяч книг общим тиражом 20,5 млн экземпляров. Получается, всего по 2,1 экземпляра книжной продукции на каждого жителя страны.
- И все же вопреки пессимистическим прогнозам, книга выдерживает пока соперничество с новыми средствами передачи информации, - считает заведующая магазином "Раніца" ОАО "Могилевсоюзпечать" Ольга Алексеева. В подтверждение этого тезиса она приводит данные опроса, который провели в книжных магазинах Могилева в мае. На вопрос: "В какой форме вы предпочитаете получать ту или иную информацию?" 95 % респондентов от 15 лет и старше ответили, что покупают книги. Привязанность белорусов к бумажным носителям информации подтверждает и статистика.
- За 7 месяцев 2010 года процент роста товарооборота по книгам в торговой сети ОАО "Могилевсоюзпечать" составил по городу 144,4 %, по области - 142 %, - говорит Ольга Алексеева. Рост показателей специалист связывает с тем, что книготорговцы сами подогревают интерес читателей к тем или иным изданиям, а также быстро реагируют на растущий спрос.
Заведующая системой публичных библиотек Могилева Галина Кравченко тоже отмечает, что пока число читателей заметно не уменьшилось. Самую многочисленную аудиторию составляют школьники (45,5 %), студенты (27%), читатели пенсионного возраста (15 %). Летом обычно читают литературу развлекательных жанров: фантастика, приключения, детективы и "дамские" романы. Пользуются спросом периодические издания. Студенты и школьники на каникулах отдают предпочтение произведениям из школьной программы и психологическим романам. Основными читателями становятся студенты и школьники с запросами на учебную и классическую литературу.
Галина Кравченко считает, что и в нынешних условиях можно изменять пристрастия читателей, комплектуя библиотечные фонды высокохудожественными произведениями зарубежных и отечественных авторов.
- В результате некоторая часть наших читателей переключилась с "легкого чтива" на чтение серьезной литературы, – подчеркивает специалист.
А как на вкусы могут повлиять издатель и книготорговец?
- Основная наша задача - это реализация социально значимых книг белорусских государственных издательств, - отмечает Ольга Алексеева. - Эти издания представлены в приоритетном месте торгового зала, оформлены постоянно действующие выставки-продажи.
В то же время в торговой сети ОАО "Могилевсоюзпечать" находятся 28 тысяч наименований изданий. И только 1600 из них выпущены государственными издательствами. В связи с этим романистка Тамара Лисицкая поднимает вопрос о конкурентоспособности современной белорусской литературы.
- Дело в том, что за известными российскими авторами тянется шлейф раскрученного издательства и другие возможности информационной поддержки, которые не может себе позволить издательство в Беларуси, - отмечает Лисицкая. - Кроме того, почему-то свое кажется читателю слишком обыденным и всегда больше интересует жизнь на Рублевке или в тех же ситуациях, но на Елисейских полях.
По мнению писательницы, белорусские издатели научились ярко, стильно и качественно оформлять книги – дело за продвижением.
Возможности по "раскрутке" книг в Беларуси оценивает Анатолий Атнагулов, директор издательства "Регистр", которое год назад занялось выпуском художественной литературы современных белорусских авторов и, в отличие от государственных издательств, занимается также продвижением своей продукции:
- Издать книгу несложно. Главное потом реализовать тираж, чтобы вернуть затраченные средства. Большая удача, если сам автор принимает в этом активное участие. На стадии переговоров о возможном издании произведений мы обсуждаем этот момент. Были случаи, когда приходилось отказываться от сотрудничества с автором, потому что он был категорически против интервью, фотографий, участия в презентациях и встречах с читателями. Легче всего рекламировать книги и писателей в интернете. Но не все читатели в Беларуси имеют свободный доступ к Сети. Особенно актуальна эта проблема в глубинке.
Наше издательство, например, предлагает точкам продаж и библиотекам сопутствующее оформление к новой книге в виде плакатов, календарей. В тех магазинах, где позволяют площади, выставляются ролл-апы и крупные рекламные конструкции. А вот СМИ часто рассматривают предложение опубликовать новость о книге или сведения об авторе как рекламный материал и выставляют счет. В стоимость книги затраты на продвижение заложены, но при небольших тиражах "художки" бюджет на продвижение не бесконечен, а завышать цену книги мы бы не хотели, поскольку наш проект по выпуску художественной литературы рассчитан на массового читателя.
TUT.BY
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница