Сеть библиотек Дальневосточной железной дороги
В связи с изменением структуры железной дороги изменилась и система линейных библиотек. С 1 июля этого года в связи с расформированием отделений они, библиотеки, были переданы во вновь созданный Дорожный центр научно-технической информации и библиотек. Но, как признается заведующая опорной линейной технической библиотекой станции Владивосток Людмила Морозова (на снимке), задачи остались прежними – удовлетворять потребности железнодорожников в технической литературе, поднимать общий уровень технических знаний и поддерживать его на должной высоте.
«Не только книги выдаем»
– Многие считают, что работа библиотек заключается только в выдаче книг читателям. Но это лишь малая часть нашей работы. Главное – это информационно-справочная и библиографическая деятельность, – говорит Людмила Морозова. – Можно сказать, что библиотеки плотно вписаны в технический процесс железнодорожного транспорта.
Тесная совместная работа связывает библиотеки с предприятиями. Если раньше библиотеки получали книги только для себя, то сейчас – и для предприятий. Для примера Людмила Морозова выбирает папку, где расписана вся работа с моторвагонным депо станции Первая Речка: здесь прописаны и ответственные за работу, и список читателей, и список литературы, и многое другое.
– Подбираем специальную профильную литературу, которая будет интересна работникам: «Правила текущего ремонта электропоездов», «Инструкция по сигнализации», «Инструкция по движению», «Справочник электропоездов», «Инструкция по эксплуатации тормозов». Мы просматриваем их планы проведения технических занятий и в соответствии с ними готовим подходящую информацию, – рассказывает Людмила Вячеславовна. – Также есть выездные дни, когда мы работаем на предприятиях, проводим тематические занятия, дни специалиста, обзоры и выставки новинок технической литературы.
Большой толчок развитию дали информационные технологии. Все библиотеки сейчас подключены к системе «Ирбис». Зайдя в каталог Дорожной научно-технической библиотеки, можно найти любую книгу, где бы она ни находилась – в Хабаровске, Владивостоке или Комсомольске. Работники библиотеки надеются, что будут выделены компьютеры еще и для читателей, чтобы и они могли видеть, каким фондом обладают библиотеки Дальневосточной железной дороги.
Идеальное содержание
Сеть библиотек Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги состоит из восьми технических библиотек, которые географически охватывают все Приморье и обеспечивают профессиональной информацией и литературой все железнодорожные предприятия.
Расположены они, помимо Владивостока, в Уссурийске, Смоляниново, Партизанске, Находке, Спасске-Дальнем, Сибирцево и Ружино – на всех крупных железнодорожных узлах. Общее методическое руководство всегда осуществлялось Дорожной научно-технической библиотекой.
Родоначальницей всех технических библиотек Дальневосточной магистрали стала библиотека на станции Уссурийск. Ее днем рождения можно по праву считать 8 июня 1927 года. В этот день было утверждено Положение о технической библиотеке Уссурийской железной дороги, которым предусматривалось создание при правлении Уссурийской железной дороги дорожной технической библиотеки с организацией в перспективе линейно-технических библиотек на правах ее филиалов.
– А владивостокская библиотека была создана где-то в середине 30-х годов прошлого века, это по воспоминаниям первых читателей. А официально – с 1945 года, именно им датирована первая инвентарная книга, – рассказывает Людмила Морозова. – Каждая библиотека собирала свою историю, которую мы сохраняем.
Месяц назад состоялась комплексная проверка четырех приморских библиотек работниками Дорожной научно-технической библиотеки.
– Практически не было серьезных замечаний. В некоторых вопросах у нас идеальный порядок – именно такая формулировка прозвучала в результатах работы комиссии, – говорит Людмила Вячеславовна. – Порадовалась я за своих коллег из Спасска-Дальнего, Смоляниново и Партизанска, которым также комиссия дала высокую оценку.
«Храним раритеты»
Библиотека располагает уникальным поисковым аппаратом, содержание которого способно удовлетворить самые разнообразные читательские запросы. И фонд постоянно пополняется. Только за прошлый год было получено 1386 экземпляров технической литературы.
– Я поддерживаю связь со многими библиотеками Владивостока, и их работники всегда удивляются, что мы постоянно пополняемся. К нам даже обращаются преподаватели из Морского государственного университета, Тихоокеанского военно-морского института, берут литературу, особенно по безопасности движения, так как в их библиотеках этого нет, – отмечает Людмила Морозова.
Но и старые книги также составляют золотой фонд библиотеки. Людмила Вячеславовна, например, гордится, что как раритет хранится литература о паровозах. Причем и такие издания востребованы читателями. Морозова вспоминает, как в годы перестройки обратились таможенники, пытавшиеся идентифицировать контрабандный груз – котел паровоза. И только железнодорожная техническая библиотека смогла им предоставить нужную информацию.
Богата раритетами старейшая библиотека – Уссурийская. До сих пор бережно хранятся первые книги о железнодорожном транспорте – «Железно дорожное дело».
Любой запрос читателей выполняется быстро. Морозова не скрывает, что основная часть клиентов – это железнодорожники, которые учатся заочно, и работники технических отделов предприятий. И потребности в технической литературе у них стандартные. Но встречаются и уникальные запросы.
– Недавно мы искали информацию для читателя по утилизации деревянных шпал, – говорит Людмила Вячеславовна. – Помог журнал «Путь и путевое хозяйство», но, как оказалось, именно этого нужного номера в нашем фонде не было, нашли его в технической библиотеке на станции Смоляниново. Интересный поиск информации был по истории создания сортировочной горки. И ее мы нашли – в журнале «Автоматика, телемеханика и связь».
Всю поступающую литературу работники библиотеки систематизируют – каждому направлению, любой производственной теме посвящен отдельный каталог, где собрана профильная информация. И это значительно облегчает выполнение запросов читателей.
Как привлечь читателей
В связи с реформированием библиотечной системы техническая библиотека сейчас объединяется с публичной, которая тоже обладает богатым фондом, но художественной литературы.
– Конечно же, вместить мы все не сможем, отберем в фонд только самое интересное. В публичной библиотеке тоже есть уникальные издания, которые мы обязательно сохраним. Одно из них – энциклопедия Брокгауза в самом первом издании. Хоть фонд публичной библиотеки не нашей специфики, но мы за счет нее пополнимся, обогатимся и привлечем новых читателей к нам – не только железнодорожников, но и пенсионеров, жителей района, – говорит Людмила Вячеславовна.
Не без удовольствия называет Морозова активных читателей – пользователей технической библиотеки: Олег Гнилицкий, Андрей Ваулин, Евгения Ковтун, Евгения Вайсера и многие другие. Они часто обращаются за свежей периодикой по профилю работы. Особенно заведующая библиотекой отмечает главного инженера отделения дороги Виктора Прокопчика, который не только является постоянным читателем, но и во многом помогает библиотечной деятельности. Специально для него выписывают периодические издания, в том числе журнал «Главный инженер».
– Мы стараемся сейчас побыстрее завершить объединение библиотек, расставить фонд, чтобы вновь раскрыть двери перед нашими читателями, – говорит Людмила Морозова. – Мы знаем, что наша работа важна для них, и делаем все возможное, чтобы все запросы были выполнены.
цифра
1386 экземпляров технической литературы пополнили фонд опорной линейной технической библиотеки ст. Владивосток в 2009 году.
Ирина Таранец
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница