Российские дети скоро останутся без детских библиотек
Сбор подписей под открытым письмом президенту, премьеру и министру культуры об уничтожении детских библиотек продолжался в «Живом журнале» с 11 по 28 февраля. Автором письма выступил молодой детский писатель Станислав Востоков. По его мнению, принимаемые в последнее время законы, в результате которых проводится «оптимизация» библиотек, могут в скором времени лишить детей своего культурного пространства, передает GZT.ru.
Письмо, распространявшееся в «Живом журнале», собрало 659 подписей. Оно адресовано президенту, премьер-министру и министру культуры. Поводом к написанию послужили неутешительная статистика и личный опыт писателей и библиотекарей, наблюдающих ситуацию изнутри. В письме, в частности, говорится: «Для исправления ситуации мы требуем от президента и правительства пересмотреть свою непродуманную политику в отношении библиотек (как взрослых, так и детских), улучшить их финансирование, а также внести в законодательство поправки, обеспечивающие сохранение детских библиотек, иначе Россия и дальше будет скатываться в пропасть невежества». Под письмом поставили подписи около 200 библиотекарей, профессора и доктора наук, редакторы, журналисты, поэты, преподаватели и писатели, в том числе Эдуард Успенский и Людмила Улицкая, Юрий Энтин и Борис Грачевский.
Число детских библиотек в стране неуклонно снижается. Так, по данным составителей письма, в Карелии с 2001 по 2009 год исчезли 85 библиотек. Из-за отсутствия средств в Калининградской области было закрыто 25 библиотек. По данным Министерства культуры Российской Федерации, с 2007 по 2009 год снижение числа детских библиотек наблюдалось в 33 регионах. В Карелии за тот период было сокращено четыре библиотеки.
В результате появления в 2003 году закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» библиотеки вместе с другими бюджетными учреждениями перешли на местное финансирование. В России далеко не все регионы могут позволить себе не экономить на школах, больницах и библиотеках. «Дотируемых регионов достаточно много, естественно, финансирования на всех не хватает, — поясняет заведующая научно-методическим отелом Российской детской государственной библиотеки Наталья Бубекина. — Если закрыть библиотеку, то этого никто и не заметит. И в первую очередь страдают детские библиотеки, поскольку считается, что это излишняя роскошь — иметь специальную библиотеку для детей».
В целях оптимизации детскую библиотеку могут не закрыть, а «слить», сделав ее отделом, отделением, филиалом взрослой библиотеки. Приоритет в этом случае отдается не детям. Детские библиотеки первыми попадают под процесс оптимизации библиотечной отрасли.
Согласно федеральному закону «О библиотечном деле» публичные библиотеки обязаны обслуживать всех граждан страны без ограничения возраста, социального положения, национальности, вероисповедания. Однако доля библиотечного фонда, предназначенная детям, даже в крупнейших региональных детских библиотеках часто не достигает 30%.
После принятого весной 2010 года федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» библиотеки перешли со сметы на систему госзаказа. «Цель закона — заставить бюджетные организации работать в условиях рынка. То есть не только получать по госзаказу достаточно ограниченные средства, но и зарабатывать самим. Детские библиотеки в этой ситуации вообще не выживут», — считает Бубекина.
Госзаказ библиотека должна защитить. На практике получить столько, сколько библиотеке нужно, чтобы оплатить аренду, ЖКХ и приобрести новые книги и другие информационные материалы, почти невозможно. На детях библиотека тоже зарабатывать не может. И не только по этическим соображениям. В регионах оплатить услуги ксерокса многим семьям тяжело.
«Фонды детских библиотек России практически не обновляются, устаревают морально и физически; приток новой литературы даже в крупных библиотеках незначителен, — сообщается в аналитических материалах, предоставленных Российской государственной детской библиотекой. — Совокупный фонд региональных детских библиотек России за три года (с 1.01.2006 г. по 1.01.2009 г.) уменьшился на 603,5 тыс. экз.; увеличение фонда произошло только в библиотеках Северо-Западного, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. За три года в 32 библиотеках из 76 количество выбывших изданий превысило количество поступивших изданий, то есть фонды 42% главных хранилищ детской литературы постепенно уменьшались».
Рассылка книг по библиотекам — принцип, давно ушедший в прошлое. Сегодня библиотека чаще всего закупает книги в местном магазине. Выбор читателя, таким образом, ограничен не только средствами библиотеки, но и местным книжным ассортиментом.
Информацию о новинках можно найти в интернете. По библиотекам издательства рассылают пресс-релизы и прайс-листы. По словам Бубекиной, читателю всегда хочется посмотреть и полистать в библиотеке новинки. Когда же ему это не удается, из библиотеки он может в конце концов уйти, поскольку она не соответствует его потребностям. Если сельской библиотеке повезло стать филиалом центральной, то книжки к ней придут из города. В противном случае комплектование будет зависеть от местных возможностей.
В последние 10 лет большое распространение в Европе получили библиобусы — специальные библиотеки на колесах, где можно не только посмотреть новинки, но и заказать книжку, воспользоваться дисками и интернетом. Как правило, библиобус обслуживает и детей, и взрослых вместе. В России библиобусы тоже есть. Однако «они могут работать только в тех городах и регионах, где есть три составляющие: дороги, деньги на бензин и деньги на содержание машины — водителя, гараж», — замечает Бубекина. По ее данным, хорошие примеры работы детских библиобусов есть в Волгограде, в Мурманске. «Но как показывает практика, когда сейчас попытались вводить библиобусы в сельскую местность, они через две недели ломаются». Нам, считает Бубекина, не стоит на них уповать.
Библиобус работает по двум схемам. Первый вариант: крупная библиотека формирует автобус хороших новых книг и библиобус путешествует по области, заезжая в маленькие города, поселки и деревни. Во втором случае библиобус комплектуется по заказу какого-то района. В этом случае его жители могут в течение определенного времени иметь доступ к книгам из большой библиотеки.
По информации Минкультуры России, «в настоящее время в России функционируют всего несколько библиобусов, в то время как потребность в них составляет несколько тысяч единиц».
Ссылки на то, что библиотеки исчезают вместе с уменьшением количества детей, несостоятельны. По мнению Натальи Бубекиной, для библиотек этот аргумент не подходит: «Выстроить новый сад и оснастить его оборудованием гораздо легче, чем открыть новую библиотеку. Библиотека долго собирает фонды. И если память человечества закрыть, то у нас будут манкурты».
Сегодня Россия держится на уровне мировых стандартов — из всего числа посетителей библиотек дети составляют у нас 35–40 %. То, что библиотеки у детей по-прежнему востребованы, подтверждается данными федерального статистического наблюдения общедоступных библиотек РФ. Так, в течение последних лет примерно треть всех книг, выданных в библиотеках, приходится на детей в возрасте до 14 лет. В детских библиотеках выдается чуть меньше половины всех выдаваемых в стране книг, что из года в год составляет примерно 207 млн экземпляров. По данным РГДБ, наибольшим спросом продолжают пользоваться библиотеки у юношества и студенчества, несмотря на то, что эта категория — наиболее активные пользователи интернета. Книга по-прежнему остается наиболее правдивым и авторитетным источником информации.
Библиотека — неформальная среда общения. Когда детскую библиотеку сливают со взрослой, свою привлекательность для детей она теряет. «Дети — агрессивная среда. И малыши настолько устают от агрессивного воздействия старших школьников в школе и вообще от агрессивной среды, что они как раз очень хотят быть среди своих сверстников и не мешаться под ногами у старших. И старшие тоже. Им малыши мешают. Поэтому сложившаяся в детских библиотеках система разделения библиотечного обслуживания на малышей, дошкольников и старших школьников, как показали психологические исследования, оправдана», — объясняет Бубекина.
Как рассказал писатель Станислав Востоков, библиотека — единственное место, где дети могут посмотреть на живого читателя, пообщаться с ним. В регионах дети ждут приезда писателя и появления новой хорошей книги. Результатом поездок и встреч писателя стало открытое письмо.
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница