Дети хотят читать электронные книги
Результаты опроса, проведённого по заказу крупного американского издательства Scholastic, свидетельствуют: несмотря на то что у нынешних детей и подростков есть ТВ, мобильники, интернет и компьютерные игры, они всё ещё хотят читать. А благодаря тому, что всё это у них есть, они хотят читать электронные книги.
Вы, наверное, удивитесь, но издатели — народ, который нечасто интересуется мнением читателей. Они больше полагаются на своё чутьё, опыт и представления о том, что читателю нужно. Справедливости ради надо сказать, что и денег на соцопросы у издателей обычно нет. Социологический опрос — дело дорогое, и позволить себе такие расходы могут только очень крупные издательства, которые стараются не делиться со всеми остальными ценными секретами. Поэтому даже крохи социологической информации — на вес золота. Точнее, на вес бумаги и типографской краски, которые или станут нужными читателю книгами, или будут обречены, невостребованными, пылиться на складах.
Издательство Scholastic, один из самых больших в США издателей детских книг, прославившееся тем, что познакомило американских детей с англичанином Гарри Поттером, опубликовало отчёт по результатам опроса детей и их родителей. По заказу издательства этот опрос провели исследовательские компании Quinley Research и Harrison Group. В ходе исследования социологи опросили 1045 детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет и столько же их родителей. Как же обстоят дела с чтением в американских семьях? Как повлияла на отношение к книгам компьютерная революция?
Мнение родителей по поводу того, как влияют «компьютеры» на чтение, на редкость предсказуемо и, видимо, никак не зависит от страны. Претензии родителей, впрочем, относятся не только к компьютерам. Они явно хотели бы, чтобы их дети поменьше смотрели телевизор, играли в видео- и компьютерные игры и, конечно же, меньше болтали по телефону и перекидывались SMS. Все эти занятия, уверены 40% опрошенных родителей, сказываются и на том, что дети меньше читают книг и занимаются физкультурой. А каждый третий родитель сокрушается, что все эти электронные штуки отвлекают ребёнка даже от семьи. Правда, опрошенные родители мыслят довольно трезво: среди них больше тех, кто считает, что электронные штуки способствуют воображению и развивают навыки критического мышления.
Скептическое мнение родителей, впрочем, подтверждает и опрос детей. Чем младше ребёнок, тем больше времени он проводит за чтением книг: около 60% детей в возрасте 6—8 лет читают книги почти каждый день, а вот среди 15—17-летних подростков таких запойных читателей уже около четверти. Главный конкурент книге для всех возрастных групп — телевизор. Правда, чем старше становится ребёнок, тем меньше его тянет к ящику. Но спад этот не слишком заметный: среди самых маленьких детей ТВ смотрят почти каждый день 70%, а среди старших подростков — около 60%. Другой конкурент книги — мобильник: если в 9—10 лет им пользуются только 10% детей, то в самой старшей опрошенной группе — подростков 15—17 лет — их уже 3/4. С возрастом детям становится всё более интересен и интернет: его регулярно посещают 15% младших школьников и почти 60% подростков.
Так что уверенность 56% родителей в том, что цифровые устройства не способствуют чтению, хотя бы отчасти, но верны. А без чтения снижается способность детей критически мыслить: 39% детей абсолютно уверены в том, что всему, написанному в интернете, можно доверять.
Меняется само представление о чтении. Вы всё ещё думаете, что чтение — это когда читают книги? Отнюдь: 51% взрослых и 54% детей считают «чтением» поиск информации в Сети. Сидение в социальных сетях — почитать-покомментировать — тоже считается чтением (28% детей и 15% родителей). Четверть детей полагает, что обмен SMS — это тоже чтение (родители более консервативны: таких продвинутых среди них только 8%). Стоит отметить, впрочем, что 47% взрослых и 39% детей не столь «продвинуты» и относятся к чтению по старинке, как к чтению книг.
Вот тут мы и подходим к самому интересному. Каждый четвёртый ребёнок уже читал электронную книгу. Дети сильно опередили родителей: признались, что читали электронные книги 14% опрошенных взрослых (папы чуть больше, мамы — чуть меньше). Примечательно, что специализированные устройства для чтения электронных книг (организаторы опроса уточнили: типа Kindle, Nook или Sony Reader) особой популярностью не пользуются — их использовали только 7% детей. Примерно столько же (8%) почитали по меньшей мере одну электронную книгу, глядя в экран iPod, PSP, Nintendo DS или мобильника. Лидируют здесь всё же компьютеры — ноутбуки (13%) и десктопы (17%). Ещё одно устройство вошло в опрос отдельной строкой — это планшетник Apple iPad, его использовали 3% детей, которые уже знакомы с электронными книгами.
Для будущего электронного книгоиздания важнее другой результат: 57% опрошенных детей хотели бы читать книги на электронных устройствах. Больше интересуются ими маленькие дети (63% детей в возрасте 9—11 лет), меньше — подростки (53% старшеклассников). При этом большой разницы — на чём именно — для детей нет. Каждый из видов устройств получил примерно 30—40% голосов детей. Хотят читать именно таким образом даже те дети, которые книг вообще почти не читают.
А что же родители? Имеют соответствующее устройство для чтения книг 6% родителей. Ещё 16% — внимание производителей букридеров! — собираются их приобрести в ближайшем будущем. При этом 83% родителей совсем не возражают, если их дети будут читать электронные книги. Кстати, чем больше родители читают книг детям, тем больше книг дети читают самостоятельно, похоже на «открытие британских учёных», но в условиях падения престижа чтения напомнить родителям эту прямую зависимость, думаю, не вредно.
Неважно, как и на чём читают дети. Лишь бы читали. Пусть даже и на бумаге: две трети детей вовсе не собираются отказываться от бумажных книг. Интересно, что скажут дети нынешних детей?
Комментарии: 1:
Спасибо, Ольга, за интересный материал!
Вспоминается шутка 90-х: "Вчера с увлечением читал пэйджер". Думаю, что убеждение родителей в том, что электронные средства информации отвлекают от чтения, тормозят развитие ребенка, навеяно чем-то из этого времени. Основной вопрос ведь в не в том, что (в смысле носителя) читает ребенок, а зачем и как! Тот факт, что бумажная книга, рано или поздно, уйдет в историю, трудно оспорить, если мыслить глобально, в масштабах человечества. Важно привить ребенку потребность в неспешном, творческом чтеннии, чтении "просто так, для души". Научившись получать от чтения радость, дети научатся извлекать из чтения пользу, глубоко осмысливать текст (не только художественный), извлекать из заложенной информации максимум, критически переосмысливать полученные данные и вносить в общее информационное поле свои знания, свой опыт. А это уже норма современного информационного общества, в котором без интернета, без компьютера и других технических средств просто не обойтись. Так что умение "чтения с экрана" плавно вытекает из вдумчивого "чтения с листа". И если вместе с ребенком читать лет до 12-ти (книги, ридеры), то у него есть все шансы состояться в жизни.
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница