Киршин В. Виртуальная вещь
Строго говоря, журнала еще нет. Есть файл, с которого должен быть напечатан тираж. Есть несколько сигнальных экземпляров, один из которых мне дали подержать в руках, а потом вежливо отняли. Можно ли утверждать, что «В Перми появился литературный журнал под названием «Вещь» (как это сделалоУрал-Информ ТВ)? Я думаю – нет. Очень даже может статься, что тираж не будет напечатан никогда. Изображение печатного издания, вывешенное в Интернете, журналом не является. Электронной версией его тоже назвать нельзя, поскольку никакой другой «версии» нет. И уж совсем иначе организуется и выглядит онлайн-журнал! Так что УИТВ, извините, крякнуло уткой.
Второй вопрос: можно ли оценивать еще не состоявшееся издание? Тем более мне, члену его редколлегии? Да, пожалуйста! Если кому-то это интересно.
Название - «Вещь» - я считаю, остро конфликтует с формой существования журнала: как вещь, как предмет журнал не существует. Будем надеяться – пока. Второе значение слова – как одобрительный возглас: «вещь!» - по-моему, звучит хвастливо. Для рыночного прилавка самовосхваление обыкновенно, но ведь мы не любим рыночные отношения… Уместно заметить, что московский журнал «Вещь», как и его питерский тезка, ориентированы строго на «вещизм» - им это название подходит стопроцентно, а нам – нет. Были же у нас варианты других названий точнее, ближе к цели…
Скажу больше: «вещь» - это подростковое слово. Из лексикона Эллочки-Людоедки. Немота названия демонстрирует литературное бессилие авторов журнала, возводит халтуру в норму.
К дизайну и верстке претензий нет.
Теперь собственно о литературе. Тексты собраны замечательные. Есть изысканные стихи (Анна Пепеляева), есть чудом случившиеся (Алексей Евстратов), есть стихи-протуберанцы (Антон Бахарев-Чернёнок). Есть стихи на стихи (мэтрометафориста Владислава Дрожащих) – 24 года выдержки сильно прибавляют респектабельности молодежному проекту.
Имя Роберта Белова тоже прибавляет – градусы жизухи. Крепкая проза без жизненного опыта невозможна, а у Роберта Ивановича с опытом все в порядке.
О романе Семена Ваксмана «Протон - падучая звезда» в целом разговор, надеюсь, впереди. Глава, опубликованная в первом номере «Вещи», хороша по-настоящему – ее одну хочется распечатать, носить с собой и перечитывать снова и снова. В ней все: герой – характер яркий, детали - наброшенные летающей кистью. Слово – живое, но не снятое с диктофона, а освоенное автором. Боль – без соплей и стонов. Смерть в растворе солнечного дня, хмельной напиток – не его ли называют счастьем? Есть еще что-то из истории пермского ракетостроения – но это уже для любителей краеведения.
Микропрозу Сергея Стаканова не назову неудачной. Автор ставит себе задачи, решает их успешно… Просто сам мир «недоделанных ведьм», где все «взатык», мне не интересен. Да он и автору-то не интересен. Подозреваю, что любой прототип презренной «ведьмы» на самом деле вполне драматичен и полон литературы, просто автору неохота вникать в чувства какой-то там «неосознанной бляди» или «плачущей поэтессы». Подтверждение этой мысли я нахожу в этом же номере в «Алкогольной новелле» Любови Мульменко. Вот ей – интересна героиня новеллы Маша во всем блеске ее дебильности, поэтому ей удалось показать убожество пивной души так, что жуть берет.
Важный вопрос: чем новое издание – если оно состоится – будет отличаться от предыдущих пермских альманахов?
Кроме матюков Сережи Стаканова, ничем. Те же рубрики, публицистика, рецензии – все это было в пяти номерах «Литературной Перми». Ну, дизайн чуток посовременнее. Но ведь не крутой авангард, - так, надежный, в меру вторичный стиль. Большая часть авторов тут – те же, что и там. Новые имена существенного влияния на уровень издания не оказали... Сравнение мое вынужденное, так как инициаторы будущего журнала неоднократно публично заявляли, что затевается нечто небывалое, мол, до этого судьбоносного года в Перми периодических литературных изданий не было, ну то есть, вообще. Мое предложение признать существование аналогов и рассмотреть их опыт во избежание повторения ошибок осталось без внимания.
Но «старых зубров», успешно печатавшихся в Перми в прошлом веке, молодые издатели в свою компанию все же взяли. Ну, и молодцы.
В целом подборка материалов дает достаточно полное представление о литературе Прикамья, причем, не только сегодняшней, но и вчерашней (Алексей Решетов, архив). Журнал хочется хранить, показывать друзьям, говорить о нем, спорить... Жаль, что его пока нет.
Как сказал мне сегодня по телефону продюсер издания Борис Эренбург: «Ведется работа с потенциальными спонсорами…».
http://liter.perm.ru
Комментарии: 1:
Спасибо. Люба
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница